Владимир Путин провел тест-драйв новой иномарки российской сборки
Владимир Путин прибыл в город на Неве прямо накануне петербургского экономического форума.
В один день пребывания на родине премьер успел вместить практически все пункты, традиционно входящие в недельную повестку чиновников его ранга: посетил заводы, провел совещания по социальным вопросам и встречу с иностранным министром (на этот раз руководителем израильского МИДа Либерманом).
Начал же день Путин с открытия завода японской компании Nissan. Примечательно, что соглашение о начале строительства было подписано три года назад: как раз на питерском экономическом форуме летом 2006 года. В июне 2007 года уже приступили к строительству. "Буквально через год и один месяц был заложен первый камень", - похвалил участников проекта за пунктуальность Путин. Завод расположился в новой индустриальной зоне на северо-западе Санкт-Петербурга в районе поселка Каменка. Ожидаемый объем производства - 50 000 автомобилей в год, а численность работников - около 750. С учетом смежных производств может появиться до 5000 новых рабочих мест. Выпускаться будут две модели: Teana и X-Trail. В проект вложено 200 млн долларов.
Путин посоветовал Nissan воспользоваться предложением города на Неве и расширить в разы свое производство: сейчас компания использует лишь треть предоставленных площадей. По мнению премьера, можно делать до полумиллиона автомобилей в год. Путин верит, что рынки скоро восстановятся, а в Восточной Европе даже вырастут.
Премьер буквально сыпал комплиментами и питерскому руководству и самому городу, назвав его "очень удобным местом для организации производства", ведь он стоит на море и позволяет напрямую торговать и с Восточной, и с Западной Европой.
Открытие нового завода - наш ответ экономическому кризису, заявила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Это уже третий автозавод, который строится за последнее время в городе. "Задача по формированию автомобильного кластера решена, - заключила она. - Это инновационная прививка нашей промышленности от технологической отсталости".
То, что Матвиенко хвалила свой город, было неудивительно. Удивительным казалось то, что президент Nissan Карлос Гон нашел еще более теплые слова для Питера. Он отметил, что его компания гордится тем, что организовала производство именно здесь, назвал город на Неве крупным торговым, финансовым и промышленным центром - "очень хороший бизнес-климат, привлекательное расположение и очень хорошая инфраструктура". Гон также сообщил, что российский автомобильный рынок для Nissan - "номер один в Европе и номер пять в мире". В прошлом году, несмотря на кризис, продажи машин этой марки в РФ увеличились почти на четверть. Гон заверил, что высокое качество от российской сборки не ухудшится. "Nissan предан интересам России", - с пафосом закончил он.
Надо сказать, что вчера состоялось не просто перерезание ленточки, а выпуск первого нового автомобиля на мощностях завода. Им стал седан Nissan Teana. Несмотря на сложности мирового финансового кризиса крупные инвестиционные проекты в России осуществляются, с удовлетворением констатировал Путин. Он поблагодарил Матвиенко и ее команду за то, что они буквально "в ручном режиме" работают с такого рода проектами. "Государство будет и в дальнейшем поддерживать любые инвестиции, в первую очередь прямые, прежде всего связанные с инновациями и высокими технологиями", - заверил он.
Вишневый седан Nissan Teana российской сборки предстал перед зрителями под бравурную музыку, выехав из-под щита за трибуной. Путин тут же сел за руль, завел автомобиль и проехал круг почета по цеху. Выйдя из машины к журналистам, премьер заулыбался: "Машина красивая и качественная". Он обратил внимание, что намечается и производство комплектующих в России. Об этом Путину успел в краткой личной беседе рассказать Гон. "У правительства есть стратегия развития автомобильной отрасли, и она реализуется", - заключил Путин, напомнив о сделке с участием "Магны". Правда, со своей "Нивой", на которой премьер провел тест-драйв в сочинской резиденции, Путин не стал сравнивать: "Это же внедорожник. Другой класс".
Производственную тему премьер продолжил на Ижорских заводах и в сталеплавильном цехе ОМЗ "Спецсталь". Объединенные машиностроительные заводы - крупнейшая в России компания тяжелого машиностроения. На них, в частности, производится оборудование для АЭС, нефтяных, нефтехимических и химических отраслей. Ижорские заводы, входящие в группу ОМЗ, - единственные в России изготавливают уникальное оборудование для АЭС. Оборудование, произведенное на этих комплексах, используется для блоков с ядерными реакторами в Китае и Индии, не говоря уже о российских атомных станциях. Премьеру показали уникальный сталеплавильный комплекс - только там можно отливать кузнечные слитки массой до 600 тонн. Это разрушит монополию зарубежных производителей по изготовлению роторов тихоходных турбин и генераторов. Строительство этого комплекса началось в 2007 году и стало первым этапом модернизации ОМЗ.
От производственных проблем глава правительства плавно перешел к социальным - на совещании по вопросам обеспечения жильем ветеранов и военнослужащих. За полчаса, которые чиновники провели в ожидании премьера, они, похоже, успели согласовать все вопросы. Может быть, поэтому и совещание оказалось рекордно коротким.
Путин напомнил: до первого мая следующего года все нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны должны получить жилье. Причем если раньше норматив планировался из расчета 22 кв. м на человека, теперь он увеличится до 36. Закон уже находится на рассмотрении в Госдуме и до 25 июня должен вступить в силу. Правительство же должно успеть принять постановление об изменении порядка предоставления жилья до 30 июня.
Всего на программу предусмотрено 64,7 млрд рублей. В прошлом году было выделено лишь 8,9 млрд, а в этом, несмотря на кризис, будет потрачено 55,8 млрд рублей, подчеркнул Путин. "Этих средств достаточно, чтобы полностью решить проблему", - считает премьер. В Петербурге ситуация особая, заметил он: в городе 10 000 нуждающихся в жилье ветеранов, а однушек для них на рынке в таком количестве нет. Он обратился к федеральным властям с просьбой оказать помощь питерской администрации: выходом из положения могло бы стать предоставление денежных компенсаций по желанию ветеранов. В присутствии премьера было подписано соглашение между администрацией города и Фондом содействия реформированию ЖКХ, по которому 3,6 млрд рублей из фонда дополнительно будет направлено в город и пойдет на капитальный ремонт 1207 домов.
И уже вечером Владимир Путин встретился с заместителем премьер-министра Израиля, министром иностранных дел этой страны Авигдором Либерманом. Говорили на русском языке, который Либерман хорошо знает.
- Очень приятно, что на такие высокие должности в Израиле назначают людей, которые не понаслышке знают, что такое наша страна, - начал Путин.
- Невозможно отмахиваться от багажа и истории, которую привезли бывшие советские граждане в Израиль, - улыбнулся Либерман. - Вчера включил программу российского телевидения и увидел, как празднуют юбилей Пушкина... в Израиле его празднуют гораздо более внушительно.
- Ностальгия, - тут же уверенно поставил диагноз Путин.
Перейдя от культуры к экономике, российский премьер предложил искать новые направления сотрудничества в кризис, например в космической и энергетической сферах.
Кира Латухина
Триста процентов качества
Российский завод Ниссан поначалу будет производить только "Тианы". Но осенью планируется начать выпуск "иск-трейл".
Журналистов провели по цехам нового предприятия. Как выяснилось, "Тиана" российского происхождения - это автомобиль ручной сборки. Все сварочные, сборочные работы и даже некоторые элементы окраски делаются вручную. Как рассказал один из работников завода, начальник сварочного цеха, когда завод начнет приносить прибыль, тогда можно подумать над установкой роботов.
Однако на качество собираемых автомобилей ручная сборка влияет только благотворно. Здесь действует принцип Ниссана - 300 процентов качества. Каждая процедура контролируется три раза: самим работником, контролем качества, проверяющим каждую операцию, и контролем, который проверяет готовый автомобиль.
На заводе в одну смену работают 750 человек. В большинстве своем это молодые люди. Все они обучались непосредственно на предприятии, а мастера и начальники участков стажировались на заводах Ниссан в Японии, Великобритании и Испании. Выяснить, какова зарплата, не удалось. Сами рабочие называют это коммерческой тайной. Впрочем, менеджер по связям с общественностью компании Ниссан Татьяна Натарова рассказала, что зарплаты примерно равны среднему показателю по региону.
Компания регулярно проводит мониторинг рынка труда. Одна из начальниц участка контроля качества рассказала "РГ", что ранее работала в компании, которая производит продукцию для Вольво. Работа на заводе Ниссан и здешняя заработная плата ее более устраивает. Президент компании Рено-Ниссан Карлос Гон сообщил, что компания также дает работу 5 тысячам человек. Однако это примерные подсчеты. В концерне посчитали, что каждое рабочее место на заводе дает работу еще четырем-пяти людям. Речь идет не столько о производстве запчастей, сколько о загрузке инфраструктуры: транспорт, медицина, страхование.
Что касается локализации, то Ниссан собирается выполнить требование российского законодательства: 30 процентов отечественных запчастей в течение 7 лет. Сейчас автомобиль собирается полностью из иностранных запчастей. Цена "Тианы" российской сборки еще не определена. В продажу она поступит уже в июле.
Карлос Гон, президент компании Рено-Ниссан:
- Россия - это стратегическое направление. Мы отложили ряд продуктов, но не здесь. Наша доля на рынке, несмотря на падение продаж, увеличивается. Как все производители, мы пострадали от кризиса, но не настолько, насколько остальные. Мы начинаем наступление.
Владимир Баршев