Обломки, обнаруженные патрульными самолетами в Атлантическом океане в 650 километрах к северо-востоку от архипелага Фернанду-ди-Норонья, действительно принадлежат потерпевшему крушение аэробусу "Эр Франс", который совершал рейс по маршруту Рио-де- Жанейро - Париж. Об этом вчера официально заявил бразильский министр обороны Нелсон Жобим.
Чуть позже информацию подтвердили во французском генштабе. Тем не менее его представитель Кристоф Празюк сообщил на пресс-конференции: для стопроцентной уверенности необходимо собрать фрагменты самолета и доставить их на берег для обследования.
Тем временем поставленная под сомнение версия теракта, как объяснения гибели самолета, снова появилась на страницах бразильских СМИ. Как стало известно, 27 мая в Аргентине полиция после телефонного звонка искала бомбу в другом лайнере "Эр Франс". Рейс на полтора часа задержали. Бомбу, однако, не нашли.
В связи с катастрофой в Бразилии объявлен трехдневный траур. Во французской столице в соборе Парижской Богоматери прошло богослужение в память о жертвах рейса AF 447, на котором присутствовали президент Николя Саркози, члены правительственного кабинета, руководители компании "Эр Франс", родственники погибших. "Те из них, кто пожелает посетить место, где произошла трагедия, смогут это сделать", - пообещал родными и близким погибших министр экологии Жан-Луи Борлоо.
Сейчас в зоне падения пассажирского лайнера находятся несколько торговых кораблей, оказавшихся поблизости, а вчера к ним присоединился патрульный корабль бразильских ВМФ. Район по-прежнему барражируют военные самолеты с целью уточнить нахождение фрагментов аэробуса. В этой операции также принимает участие передислоцированный "летающий радар" АВАКС французских ВВС.
Следующая важнейшая стадия - поиск до сих пор не обнаруженных авиационными средствами "черных ящиков" аэробуса. Судя по всему, именно этим займутся два французских фрегата, оснащенных мощной аппаратурой, которые должны прибыть в обозначенный район в пятницу, самое позднее - в субботу. Задача нелегкая, учитывая большую глубину океана: она достигает в том районе четырех-пяти тысяч метров.
На помощь фрегатам Париж отправил научно-исследовательское судно "Пуркуа па?", принадлежащее французскому институту морских исследований ИФРЕМЕР.
Корреспондент "РГ" попросил ответить на несколько вопросов начальника отдела океанических операций и технических средств института Оливье Лефора.
Российская газета: Каковы сильные стороны "Пуркуа па?"
Оливье Лефор: Фактически речь идет о плавучей лаборатории, оснащенной сверхчувствительными сонарами, радарами и другой самой современной аппаратурой. А главное: на борту корабля, а его длина 207 метров, находятся две подводные лодки - "Наутилус" и "Виктор 6000".
РГ: В чем их особенность?
Лефор: "Наутилус" - это мини-субмарина, экипаж которой состоит из трех человек: пилот, его помощник и наблюдатель. "Наутилус" способен работать на глубинах до шести километров и "видеть" предметы в радиусе 200 метров. Правда, его подводная автономия ограничена - не более суток. Как правило, работа длится с утра и до захода солнца. Что касается "Виктора 6000" - то это субмарина-робот с дистанционным управлением. Она может находиться под водой более продолжительное время - до трех дней на той же глубине, что и "Наутилус".
РГ: Если будут обнаружены "черные ящики" авиалайнера, как вы сможете их доставить на поверхность?
Лефор: "Наутилус" снабжен манипулятором - управляемой механической "рукой". На поверхность находка может быть доставлена с помощью "лифта" - специального кабеля, идущего от субмарины наверх к кораблю.
РГ: Миссия выполнима?
Лефор: Миссия труднейшая. Очень важно как можно скорей засечь сигнал с радиомаяка, который находится внутри "черных ящиков". Сигнал довольно слабый, и подается он в течение 30 дней. От этого будет зависеть наша работа на месте. Надо как можно больше ограничить район поисков: "Наутилус" передвигается по дну очень медленно, за рабочий день проделывает не более шести-семи километров. К тому же, как нам известно, дно в том районе сильно заиленное.
РГ: Когда "Пуркуа па?" может там оказаться?
Лефор: Корабль уже в пути, но от Азорских островов, где сейчас находится, ему потребуется не менее восьми дней, чтобы добраться до места происшествия.