17.06.2009 02:00
Рубрика: Дороги

Паркинг культуры

Москвичам обещают, что "народные гаражи" все-таки станут доступными

Кажется, обзавестись гаражом для личного авто по вполне доступной цене и расположенным в пешеходной доступности от дома для москвичей скоро станет действительно вполне реально.

С таким оптимистичным настроением покидали вчера мэрию представители трех миллионов автомобилистов, приглашенные на заседание правительства столицы.

К программе "Народный гараж", вынесенной на обсуждение, столичные власти впервые подступались еще в 2006 году. Но, как честно признал Юрий Лужков, попытка оказалась неудачной: "Мы не смогли удержать тогда обещанную москвичам цену. Да и руководство со стороны города было организовано плохо". Куратора программы сменили. Вместо Константина Королевского должность первого заместителя руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства (правда, пока с приставкой и.о) занял Виталий Крючков, бывший министр жилищного строительства Нижегородской области, член команды губернатора Валерия Шанцева. Словом, не все столице ковать кадры для России, и Россия может помочь ей управленцами.

Новый вариант программы, обнародованный вчера на правительстве, который стал для Крючкова первым опытом в новом качестве, Лужков оценил высоко: "Хорошая работа. Совершенно новый подход, который сделает ее востребованной москвичами".

Столица давно задыхается в автомобильных пробках и зачастую не только по причине дефицита дорог. Проблема в том, что даже у тех, что есть, припаркованные на обочине машины отнимают по одной-две полосы движения. Некоторые же улицы и дворы домов, особенно в центре, порой целиком превращаются в паркинги. Убрать бы их, насколько сразу повысилась бы пропускная способность дорог! Но куда? Обеспеченность гаражами в Москве - всего 8 процентов. Решить проблему поможет в немалой степени новая программа, убежден мэр. В соответствии с ней уже в этом году планируется построить 198 паркингов на 74,5 тысячи машино-мест во всех округах столицы. В будущем году - уже 135 тысяч, далее - по 160-170 тысяч машино-мест.

Спрашивается, на какие же деньги город собирается вести такое масштабное строительство? При том-то, что доходы бюджета кризис уже существенно подкорректировал, и, похоже, не в последний раз. На то же гаражное строительства в этом году, например, выделено всего 1 миллиард 306 миллионов рублей. А, для того чтобы выполнить намеченные планы, требуется 24 миллиарда!

Деньги в соответствии с программой должны выложить сами москвичи, которым предлагается выступить в гаражном строительстве соинвесторами. В ответ на условия, на которых оно будет вестись, меньше чем за месяц поступило 25, 5 тысячи заявлений от желающих принять в нем участие! Это значит, отметил Крючков, первые 9 миллиардов рублей, можно считать, уже есть. А судя по тому, что первый пункт, открытый департаментом в одном из округов по работе с потенциальными участниками новой программы, закрылся в полдвенадцатого ночи - до тех пор шли на прием люди, не будет трудностей со сбором и еще у полутора десятков миллионов.

И это при том, что о народном гараже за 2,5-3 тысячи долларов, как было обещано в 2006 году, не идет и речи. Сейчас цена за машино-место в так называемой этажерке - многоэтажном металлическом паркинге, поднята втрое, до 350 тысяч рублей. Но и это все равно, как минимум, в два раза дешевле, чем можно купить гараж на рынке. К тому же в новых паркингах предусмотрены охрана с видеонаблюдением, автомойка, шиномонтаж...

Мэра волновало другое: насколько продуманы вопросы защиты средств москвичей? Не окажутся ли они в роли обманутых дольщиков? Как заверил Виталий Крючков, горожанам это не грозит, так как их оплата будет поступать не напрямую фирмам-застройщикам, а на открытый в банке счет, с которого строители смогут получить деньги лишь после отчета за выполненный объем работ.

Понимая, что и 350 тысяч рублей для многих москвичей - большие деньги, правительство Москвы обещает открыть под гаражное строительство социальную ипотеку. Ряд банков, сообщил журналистам Виталий Крючков, уже дали согласие на кредитование проекта под 18 процентов годовой ставки. Причем две трети ставки берется погасить городской бюджет с тем, чтобы выплаты москвичей за кредит не составляли выше 10-12 процентов месячного дохода семьи. О гарантиях ветеранам ВОВ и инвалидам власти обещали позаботиться дополнительно в случае, если строительство нового многоэтажного гаража начнется на месте плоскостного паркинга, в составе которого они имеют сегодня гараж.

Депутат Московской городской Думы Игорь Антонов с опаской поинтересовался: "А не получится так, что имеющиеся гаражи сломаем, а новые не построим и тогда машин во дворах и на дорогах встанет еще больше?" "Нет, - заверил участников заседания Виталий Крючков. - Мы не ставим целью лишь бы сломать. Но люди должны знать, что завтра или послезавтра ракушки все равно снесут, так как город не может позволить себе и дальше неэффективно использовать землю".

Кстати

Вопрос о земле в программе выходит на одно из первых мест. Участки под паркинги должны быть выделены к 1 января 2010 года. Найти их будет непросто, так как мало того, что каждый из них должен находиться в пешеходной доступности от дома для будущих владельцев. Важно, чтобы под ним не было никаких серьезных коммуникаций, перекладка которых может оказаться дороже самого гаража, а рядом - природоохранного комплекса, который может пострадать от соседства с гаражом. И тем не менее перед префектурами столицы и райуправами, где уже созданы штабы по гаражному строительству, правительство Москвы поставило именно такую задачу.

"Новая гаражная программа оказалась своевременной для города еще и потому, что в процессе ее реализации в городе будут созданы дополнительные рабочие места, что немаловажно в условиях кризиса", - подвел итоги обсуждения мэр.