25.06.2009 01:00

"Копейка" за 50 тысяч

Чиновники собираются скупать у населения автохлам

Автовладельцам, сдавшим старый автомобиль, будут давать при покупке новой машины 50 тысяч рублей.

Тех же, кто откажется отправить своего "железного коня" под пресс, предлагается штрафовать. Министерство природных ресурсов и экологии уже подготовило соответствующие поправки в законодательство РФ. Такими мерами чиновники хотят расчистить дворы, обочины и леса от автометаллолома, а заодно стимулировать обновление автопарка.

Кнуты и пряники

Надо сказать, что совсем недавно Владимир Путин поручил минпром-торгу, минфину и минэкономразвития разработать систему выплат за переданные на утилизацию автомобили старше 10 лет. Предполагалось, что каждый решивший избавиться от своей "старушки" получит компенсацию 1000 - 1500 долларов, которые он будет обязан пустить на покупку нового автомобиля. Но первым отреагировало минприроды.

Оно предлагает законодательно закрепить за владельцами машин обязанность по их утилизации, а заодно ввести упрощенный порядок признания транспортных средств "потерявшими потребительские свойства" и уведомительный принцип снятия их с учета.

Тогда органы местного самоуправления смогут инициировать признание брошенного авто бесхозным и направлять на утилизацию.

Еще одна любопытная деталь проекта - если собственник ржавого автомобиля сам не позаботился о его утилизации, то брошенное авто можно будет признать собственностью владельца земли, на которой валяется.

Также проект предусматривает внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Ведь помимо "пряника" нужен и "кнут" для нерадивых автолюбителей, не прельстившихся на бонусы и решивших бросить старую машину. Поэтому предлагается установить штрафы за "несоблюдение правил размещения потерявших потребительские свойства автомобилей".

Проект уже направлен на согласование в ответственные ведомства.

Утиль на колесах

По данным МВД, в России зарегистрировано более 38 миллионов автомобилей. Из них почти половина - старше 10 лет. По данным минприроды, по крайней мере 400 тысяч автомобилей в России не снято с учета, а брошено или разобрано владельцами. По данным ГИБДД, всего по России почти полтора миллиона так называемых "выбракованных" машин. Но сколько из них отправилось на переработку - никому не известно. Большинство осело во дворах, окрестных лесах, утонуло в местных речках. Некоторые, правда, отправились на разборку, но таких - единицы.

И с каждым годом проблема утилизации будет только обостряться. В начале 90-х в нашу страну хлынул поток старых иномарок. И как раз сейчас их век подходит к концу. Их невыгодно реставрировать. Они не годятся ни на разборку, ни на перепродажу. И скоро бум многомиллионного притока подержанных машин аукнется бумом "выбраковки". Но в отличие от Америки или Европы, где их утилизация поставлена на поток, у нас пока нет индустрии переработки автомобилей.

В России у владельца умирающего автомобиля нет даже смутного представления о том, как от него избавиться. Законопослушный и добросовестный пойдет искать, куда можно сдать ненужный хлам. И скоро поймет, что быть добропорядочным накладно. Ведь на завод, где машины пускают под пресс, эту груду металла еще надо доставить. А тысяча-полторы, которые заплатят, вряд ли компенсирует услуги эвакуатора и потерянное время.

Поэтому сегодня автолюбители и предпочитают тихо пристроить машину на ближайшем пустыре (а то и в соседнем дворе) и забыть о ней, раз продать невозможно.

С такими брошенными машинами пытаются бороться местные власти. Но дело это непростое. Сначала надо выявить автомобиль, который давно и прочно стоит на улице, никуда не ездит и, судя по вросшим в землю колесам, вряд ли куда-то сдвинется. Потом представители муниципальных служб вместе с милицией описывают этот раритет и отыскивают на нем признаки, по которым можно установить владельца. Если нет государственного номера, то смотрят номера двигателя, кузова, шасси... в общем, всего, что можно найти. После этого при помощи ГИБДД отыскивается адрес владельца, которому направляется письмо с просьбой что-нибудь сделать с этой машиной. Если владелец не ответил в течение трех месяцев, то машину эвакуируют на охраняемую автостоянку. О чем хозяин опять-таки предупреждается. Если по истечении полугода собственник так и не объявился - машина отправляется на переработку.

При этом автовладельцу выставляется счет за эвакуацию, хранение и собственно переработку. Понятно, что тот не хочет оплачивать эту услугу. И поэтому предъявляет претензии, что он не просил перерабатывать его машину. Она ему по-прежнему нужна и дорога, а поэтому пусть местная власть компенсирует утрату собственности.

Новый порядок

Предполагается, что новый порядок с выдачей бонусов решит эту проблему. Как считают в минприроды, сумма в 50 тысяч должна быть фиксированной, то есть независимой от остаточной стоимости машины и ее ходовых качеств. Это скорее виртуальная сумма. То есть человек может ею воспользоваться при покупке нового автомобиля, но отечественного производства. Впрочем, министерство финансов может скорректировать размер бонуса в ту или иную сторону.

Непонятно, правда, из каких средств будут компенсироваться эти выплаты - из госбюджета или из местного. Если из местных бюджетов, то можно сразу предположить, что многие, пожелавшие получить такой бонус, останутся ни с чем.

Вряд ли это предложение заинтересует и людей с небольшим достатком. Потому что на новую машину денег не хватает (даже с учетом бонуса), а на б/у компенсация не распространяется. Так что от нововведения им ни тепло ни холодно.

Досье "РГ"

В России уже предпринимались попытки разработать соответствующий нормативный акт. В 2003 году представители АвтоВАЗа выступили с предложением разработать такой закон. По традиции наш автопроизводитель захотел решить проблему за счет кошелька автовладельцев. Он предложил правительству установить ежегодный целевой налог. Полученные деньги должны были идти на оплату услуг по утилизации. В правительстве тогда эту идею восприняли в штыки.

В 2005 году Мосгордума рассматривала проект закона, предложенный страховщиками. Суть его сводилась к тому, что с 2010 года на каждый автомобиль - и тот, который выпущен, и тот, который привезли из-за границы, - будет выдаваться страховой полис на утилизацию. При смене собственника полис передается новому владельцу вместе со всеми документами. Последний хозяин, решивший избавиться от машины, просто набирает номер телефона пункта приемки и называет номер полиса. К нему должны приехать в течение 5 дней, забрать машину, снять ее с учета и направить уведомление в налоговые органы об утилизации.

Всем хорош проект, он даже учитывает тот вариант, что автовладелец бросит ненужную машину на улице. Страховая компания сама сдаст машину в утиль. Но и этот способ - решение проблемы за счет кошелька автовладельца. К тому же он оставляет без внимания судьбу миллионов старых машин, которые давным-давно колесят по российским дорогам.

А как у них
  • В 50 странах приняты законы об утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств.
  • Образцом организации авторециклинга считается Германия, где еще с 1996 года работает закон "Об экономическом рециклинге Германии". О его эффективности можно судить на примере "БМВ". Этой компанией разработана концепция вторичного использования деталей автомобилей, которая учитывает необходимость утилизации еще на стадии проектирования машины. Таким образом разбираемые машины удается использовать повторно почти на 95 процентов.
  • В США ежегодно перерабатывается более 11 миллионов автомобилей. Здесь переработка подкрепляется запретом на организацию свалок, а захоронение и сжигание отходов обходится дороже переработки.