30.06.2009 03:15
Поделиться

Новые стандарты транспортников Твери могут осложнить жизнь жителям малонаселенных деревень

Чтобы жители отдаленных тверских сел могли регулярно пользоваться общественным транспортом, в регионе разработали "Минимальный стандарт транспортного обслуживания населения".

Он начнет действовать с 1 июля. Правда, в муниципалитетах еще не пришли к единому мнению относительно эффективности новых правил.

По мнению разработчиков стандарта - специалистов департамента транспорта и связи Тверской области, - четкость в организации пассажирских перевозок до сего дня присутствовала не всегда. Автотранспортные предприятия сами определяли, сколько раз в неделю по тому или иному маршруту должен ездить автобус. С 1 июля все будет строго регламентировано: в населенные пункты, где живут более 50 человек, но менее ста, автобус будет ходить дважды в неделю и как минимум два раза в день. Если же в поселке или деревне насчитывается больше ста жителей, их автобусная связь с райцентром должна быть почти ежедневной - пять раз в неделю по два рейса каждый день.

При этом автоперевозчик может увеличить количество рейсов, а вот уменьшить - ни в коем случае. 70 процентов затрат на оплату услуг автопредприятий берет на себя областной бюджет, 30 процентов - местные.

Но этим изменения не ограничатся. По словам руководителя тверского департамента транспорта и связи Церена Церенова, с принятием этого стандарта произойдет переход на систему госзаказа - автоперевозчиков станут выбирать на конкурсной основе, а они возьмут на себя обязательство возить людей по маршруту в полном соответствии со стандартом.

- Мы всегда заранее планировали убыточность автотранспортных предприятий, - говорит главный специалист-эксперт департамента, основной разработчик минимального стандарта Владимир Антонов. - Не заставляли перевозчиков заниматься модернизацией предприятий, оптимизацией затрат. Но сегодня мы им говорим: надо думать. Ведь иногда просто диву даешься: один перевозчик тратит 10 рублей на километр, а другой 20, а то и 30. При этом условия у всех одинаковые. Мы сами породили этого монстра - неэффективные автотранспортные предприятия, и пора менять ситуацию.

Автоперевозчики отнеслись к новшеству не без скепсиса.

- Получается, что я должен буду сократить количество маршрутов, - говорит руководитель муниципального предприятия по оказанию транспортных услуг Спировского района Алексей Мусинов. - За убыточные маршруты в деревни, где живут меньше 50 человек, причем в основном пенсионеры - то есть льготники! - расходы нам возмещать не будут. Теперь все будет зависеть от муниципальных властей: если они найдут деньги на покрытие расходов на перевозку льготников по этим маршрутам, значит, мы будем ездить. Не найдут - не будем.

За маршруты в малонаселенные деревни, где живут в основном пенсионеры, автопредприям не будут возмещать расходы

Аналогичные проблемы и у Лихославльского АТП.

- Придется, видимо, пойти на сокращение, - переживает директор предприятия Наталья Коршунова. - Например, если у нас сейчас есть рейс до малонаселенной деревни Лисицыно, то до конечного пункта, по идее, мы с июля доезжать не должны. Ездить, конечно, будем, но все расходы лягут на плечи предприятия. А ведь к этим почти необитаемым деревням обычно ведут очень плохие грунтовые дороги. То есть транспорт на них без преувеличения бьется. А кто нам за это заплатит?

В Конаковском АТП, напротив, проблем не видят. По словам его руководителя Алексея Соколова, это единственное в области предприятие, которое не участвует в программе софинансирования расходов на транспортные перевозки населения. Оно перевело автобусы на природный газ, здорово на этом сэкономило, оказалось в числе безубыточных, а потому лишилось бюджетной помощи. Сейчас, говорит Алексей Соколов, "мы будем в равных условиях со всеми". Тем более что вносить существенные изменения в работу предприятия им в случае победы в конкурсе не придется. Как уверяет директор, транспорт АТП ходит во все уголки района.

Правда, как выяснил корреспондент "РГ", это не совсем так. Например, руководство Вахонинского сельского поселения Конаковского района, отчаявшись заключить договор с районными перевозчиками о транспортном обслуживании всех своих 19 деревень, "поскребло по сусекам" и купило собственный 18-местный автобус. Сегодня, по словам главы администрации поселения Ярослава Басалаева, разрабатываются маршруты, расписание, места остановок. В поселении надеются, что затраты на перевозку людей им вышестоящие бюджеты компенсируют. Хотя бы частично.

Оптимистично настроены и в Сандовском районе. Как сказала заместитель главы по вопросам жизнеобеспечения Любовь Лебедева, четкое финансирование в рамках стандарта дает возможность сохранить социальные маршруты. Конечно, по ее словам, "притираясь" к новому стандарту, придется еще подумать, что-то подкорректировать. В районе много деревень с населением меньше 50 человек. Поэтому, возможно, выход - в распределении рейсовой нагрузки: ездить в малонаселенные деревни за счет многонаселенных, тем более что люди к сегодняшнему графику перевозок привыкли и на пятидневке настаивать вряд ли будут.

Такой вариант, кстати, возможен. Если конкурс по выбору автоперевозчика не состоялся, на районном уровне можно подкорректировать стандарт именно таким образом. Правда, судя по всему, заменить вводимую автобусную пятидневку тем, что уже давно устоялось, и "бросить" средства на маршруты, выпадающие с июля за борт транспортного стандарта, захотят многие муниципальные районы… Потому что именно такие условия транспортники, скорее всего, будут ставить перед районными администрациями, да и последним это гораздо выгоднее, поскольку расходы на доставку людей в малообитаемые деревни придется брать на себя районным бюджетам.

Впрочем, на вторую половину июля намечено обсуждение первых результатов работы транспортников по-новому. Поправки в стандарт, судя по всему, пока возможны.

Кстати

В Тверской области насчитывается 9,5 тысячи населенных пунктов. В 6,5 тысячи сел и деревень население меньше 50 человек. В пяти сотнях селений живут больше 50, но меньше ста человек. И 91 процент тверитян базируется в пунктах с численностью населения от ста человек и выше. Таких многонаселенных пунктов в области 848. В остальных вообще никто не живет. Нетрудно подсчитать, что вне транспортного стандарта может оказаться львиная доля деревень, которые по населенности не дотягивают до "нормы" в пятьдесят "голов".