07.07.2009 02:00
    Поделиться

    Германское правительство не может определиться с судьбой автоконцерна "Опель"

    История со спасением "Опеля" напоминает игру в покер. Кто предложит больше? "Дженерал Моторс" хотя и склоняется к предложению альянса "Магны" и Сбербанка, но продолжает переговоры с другими претендентами. Тем более что соглашение с альянсом не имеет никакой юридической силы. Теперь в качестве даты принятия окончательного решения германским правительством называются 7 и 15 июля.

    В Берлине страшная жара. Жарко и вокруг многострадального "Адам Опель". Ни сотрудники предприятия, ни совет трудового коллектива точно не знают, какие планы вынашиваются и выковываются в кулуарах материнского концерна "Дженерал Моторс".

    Пока что ясно одно: что ничего не ясно. Проходят недели. Газеты пестрят сообщениями то об одном, то о другом фаворите на роль инвестора. Казалось бы, после подписания предварительного "Соглашения о намерениях" между концерном "Магна" и "Дженерал Моторс" всё успокоилось. Но не тут-то было.

    Потерпевший поражение в переговорах об "Опеле" министр экономики ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг (ХДС) не перестает говорить о пагубности принятого решения. Даже вышел в прессу с заявлением о готовности послать "Опель" в банкротство. Так и сказал: никакого инвестора, решение было ошибочным, пошлем его в конкурс.

    Ничего нового в заявлении министра не было. Но после объявления несостоятельности нескольких традиционных немецких концернов граждане скептически относятся к государственной помощи автопроизводителю. Естественно, рейтинг цу Гуттенберга тотчас полез вверх. Что может быть лучше для молодого - 37 лет, успешного и харизматичного министра экономики в преддверии выборов в бундестаг?!

    Пока "Магна" и "Дженерал Моторс" судят да рядят за закрытыми дверями, непонятные слухи просачиваются на полосы важнейших экономических газет. То "Файнэншл таймс Дойчланд" заявит о желании китайского автопроизводителя BAIC подать свое предложение о покупке долевых частей "Адам Опель". То "Хандельсблат" сообщает о том, что европейская "дочка" заокеанского концерна "Рипплвуд" получила доступ к финансовым документам "Опеля". Чуть ли не "Фиат" снова собирается вступить в игру.

    Вот и Брюссель опять активно проверяет правомерность продажи многострадального предприятия. Пока 65% акций "Опеля" принадлежат опекунскому совету - находятся на запасной, так сказать, парковке. 35% - еще в собственности "Дженерал Моторс". Звучат вопросы: что будет с "Опелем", если будет утверждена предварительная схема (35% перейдет Сбербанку, 20% - "Магне", а 10% останется у коллектива предприятия)? Пойдет ли это на пользу Германии? Что перепадет другим членам ЕС, в которых также есть заводы "Опеля", - Испании, Польше, Голландии, Англии? Не утекут ли средства и рабочие места на Волгу, на предприятия ГАЗа - промышленного партнера Сбербанка в сделке?

    Поговаривают, однако, что решение в пользу "Магны" почти принято, а тянитолкайская ситуация объясняется желанием американских менеджеров получить побольше при сделке. Вот и запускаются ежедневные "утки" о новых возможных инвесторах.

    Однако американцы недооценили упрямство австрийского слесаря Франка Штронаха, который после эмиграции в Канаду в 1954 году стал миллионером и собственником крупнейшего концерна "Магна". Его переговорщикам уже удалось выбить из "Дженерал Моторс" отказ от возможности обратной покупки "Опеля". В немецкой прессе цитируются и высказывания Германа Грефа о его оптимистичном настрое в отношении сделки.

    Дело, похоже, решено. Каждый получит то, что хотел: министр цу Гуттенберг - свой рейтинг, "Магна" и Сбербанк - "Опель", совет трудового коллектива - надежду на сохранение рабочих мест.