Ирина Лебедева: Свою работу в Третьяковке начну с "генеральной уборки"

Новым директором Третьяковской галереи назначена искусствовед Ирина Лебедева.

Специалист по искусству ХХ века, начинала в Русском музее, а в Третьяковке работает уже 23 года. Последние несколько лет в должности заместителя генерального директора по научной работе. Трудно назвать это назначение и неожиданным. По задумке министерства культуры "матриархат" в Третьяковской галерее должен был наступить еще первого июня. Но был отложен из-за болезни прежнего директора - Валентина Родионова. Два месяца Лебедева была "и.о.".

Российская газета: Вы первая женщина в директорском кресле. Что, на ваш взгляд, требует "генеральной уборки"? Что будете менять?

Ирина Лебедева: Действительно, хотелось бы для начала навести чистоту и порядок в прямом смысле этого слова. Закрутившись в бытовой жизни, мы не обращаем внимания на какие-то мелочи... Но если вы пройдете по Третьяковке, по ее залам, посмотрите, какой у нас вход, какие у нас кассы, какие магазины, то поймете, что нужно все это подправлять. То есть начать с элементарных хозяйственных вещей. Думаю, что результат этой, может быть, и не такой значительной для музея работы, люди скоро увидят.

РГ: Вы специалист по современному искусству, самая актуальная сфера, если учесть, что Третьяков был настроен на покупку картин действующих художников. И прежнего куратора отдела новейших течений уволили тоже после вашей критики. Значит ли это, что к работе в этом направлении будет особо пристальное внимание?

Лебедева: "Особо пристальное" будет ко всему. Но понимая, какой интерес художественная общественность выказывает именно в этом направлении, мы наиболее четко пропишем нашу концепцию и будем максимально внимательны. Новые проекты, конечно, будут. Но это лишь видимая часть работы галереи, которая выходит в публичное пространство. Для того, чтобы эта видимая часть отвечала тем требованиям, которые общество предъявляет сейчас Третьяковке, нужно сначала выстроить базовую составляющую нашей работы. Подумать, как ее упростить и рационализировать.

РГ: И все-таки, может быть, назовете конкретные проекты?

Лебедева: Я очень рассчитываю, что внимание публики, которая интересуется современным искусством, привлечет наш проект к Третьей московской биеннале в сентябре, который называется "Не игрушки".

РГ: В смысле "это вам не игрушки, все очень серьезно"? Расшифруйте...

Лебедева: Мы хотели показать, как игрушки входят в контекст современного искусства, как художник работает с этим "материалом", создавая новые вещи. Игрушки, конечно, присутствуют в этих работах, но речь идет о новых концептуальных произведениях. Думаю, что тема игры и игрушки в современном искусстве, очень привлекательна.

РГ: Недавний конфликт между сотрудниками Третьяковки и Церковью по поводу знаменитой "Троицы" Рублева долго не сходил с газетных полос. А вы как считаете: можно ли "отпускать" драгоценные иконы на моленье?

Лебедева: Ответить на этот вопрос несколькими фразами невозможно. Потому что интересы и Церкви, и светской части общества должны учитывать главное - сохранность сокровища. Именно в "Троице" это соединение ценностей (для искусства и для духовной жизни) произошло. Нет ответа "да" или "нет". Будет конструктивный диалог с Церковью.

РГ: Какое богатство вам досталось?

Лебедева: В Третьяковской галерее хранится более 150 тысяч произведений.