К концу года в России может резко сократиться число автосалонов
Горьковский автозавод, работавший полгода по три дня в неделю, вчера вернулся к графику пятидневной рабочей недели. На предприятии считают, что выпуск пяти тысяч автомобилей в месяц позволит работать на безубыточном уровне. В свою очередь АвтоВАЗ намерен, наоборот, в августе на месяц остановить конвейер.
Такая работа в режиме "пуск-стоп" характерна сейчас для всех автопредприятий. И связана она с запасами автомобилей или заказами, пояснил "РГ" глава агентства "Автостат" Сергей Целиков. Пока, по его словам, российский автомобильный рынок не восстановился. По сравнению с прошлым годом уровень продажи легковых авто в два раза ниже, а коммерческий транспорт просел еще больше.
Тем временем автодилеры, похоже, находятся еще в более сложном положении. К зиме, прогнозирует Целиков, дилерам придется консервировать площадки, чтобы не нести расходы за электроэнергию и отопление.
Причем проблемы в первую очередь возникают у тех, кто "сидел" на кредитах. По словам эксперта, уже начали выстраиваться автопирамиды, то есть деньги клиентов за машину просто идут на оплату долгов, пояснил Целиков. Чтобы не попасть в щекотливую ситуацию, эксперт советует гражданам брать автомобиль, который есть в наличии, а не отдавать деньги и ждать железного коня несколько недель. Сейчас в России 3 тысячи дилеров. Треть продавцов, которые сидели на кредитах, просто не выживут.
По словам Целикова, идет нарастание невозвратов и по автокредитам. И многое будет зависеть от того, как поведет себя банковский сектор. Резкое уменьшение кредитования может спровоцировать вторую волну кризиса на авторынке. Если этого не произойдет, то падение замедлится или будет не 50 процентов, а 30-40 процентов относительно предыдущих месяцев. При благоприятном развитии ситуации к концу года доля автокредитов на рынке продаж авто может вырасти до 30-35 процентов, что поможет отрасли "удержаться на ногах". Кроме того, на рынок уже начала оказывать влияние правительственная программа льготного автокредитования, которая позволяет взять заем по более низкой ставке, чем в среднем по стране. Без нее рынок упал бы еще больше, считает Целиков.
Согласно данным минпром торга, за первые две недели июля было выдано 2 тысячи 660 льготных автокредитов на покупку отечественных автомобилей. В целом же с начала действия этой программы с апреля по 16 июля банками принято 34 219 заявок, после рассмотрения которых выдано 18 877 автокредитов. По оценке Сергея Целикова, сейчас на долю автомобилей, покупаемых по этой программе, приходится лишь 5-6 процентов рынка. Во второй половине года она должна увеличиться до 12-15 процентов от общего объема продаж новых автомобилей. Напомним, что недавно в программу льготного кредитования были внесены существенные коррективы. Увеличена до 600 тысяч цена авто, на покупку которого можно взять такой заем. А первоначальный взнос снижен с 30 до 15 процентов от цены машины.
Но кроме льготных кредитов у федеральных властей есть еще и такой инструмент поддержки автопроизводителей, как госзаказ. Целиков не исключил, что ГАЗ и другие предприятия очень на него рассчитывают и подстраивают свои мощности. В прошлом году ГАЗ помог обновить парк "скорой помощи", АвтоВАЗ поставил 17 тысяч автомобилей для инвалидов. Ежегодно идут заказы не только по линии минздравсоцразвития, но и от МЧС, МВД. Конечно, пока точных объемов заказа еще нет, но свои пожелания ведомства направили. По мнению эксперта, новый госзаказ уже на подходе.