В редакции "РГ" побывал на "деловом завтраке" руководитель департамента социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян. Разговор с ним начался с того, что изменилось для инвалидов в ходе объявленного в городе Года равных возможностей.
С коляски на коляску
Российская газета: Владимир Аршакович! Когда утверждалась программа Года равных возможностей, один из чиновников признался, что, лишь сломав ногу, он понял, насколько Москва не приспособлена для человека с ограниченными возможностями. С костылями невозможно, например, подняться по высоким ступеням травматологического отделения больницы или войти в туалет. Картина меняется?
Владимир Петросян: Да. Если из 40 тысяч зданий в прошлом году к нуждам этих людей были приспособлены 25 процентов, то сейчас - 32,6. Но нас это не утешает. Услышав на заседании координационного совета, проходившего на прошлой неделе, что 82 процента учреждений культуры уже приспособлены, Юрий Лужков спросил у руководителей ведомства: "А как попасть инвалидам в остальные 18 процентов? Пообещали, что их оборудуют в будущем году. Пока же на театральных билетах появится значок, с помощью которого можно судить, доступен ли данный театр для инвалидов. Мэр высказал надежду, что пройдет время - и потребность в знаке отпадет. Всюду появятся пандусы, подъемники для колясочников, визуально-звуковая информация для глухих и слепых...То есть город действительно станет для всех.
РГ: Что сложнее - приспособить здания или построить новые?
Петросян: Наверное, приспособить старые. Как-то коммунальщиков раскритиковали за то, что они в ходе ремонта снова поставили узкие подъемники, куда инвалиду-колясочнику не заехать. Нам тоже досталось - за то, что недосмотрели. Ну, поехали мы вместе с зампредседателя городского совета инвалидов Надеждой Лобановой - тоже колясочницей, посмотреть, что можно исправить. Выяснилось, что в 30 процентах зданий сделать ничего невозможно: маленькие шахты вмещают только маленький лифт.
РГ: Жителям так и сидеть арестантами?
Петросян: Мы нашли другой выход. Из 1200 инвалидов, которые проживают в таких домах, 900 (всем, кто написал заявление) купили за счет бюджета еще по маленькой коляске, некоторым выдали ступенеходы.
РГ: Но новые здания строятся уже по современным правилам?
Петросян: К сожалению, нет. Проектно-сметная документация на многие новостройки готовилась давно, когда не стояло таких жестких требований. На ее переделку у большинства фирм в условиях кризиса нет денег. Приходится идти на компромисс. Мы настаиваем на том, чтобы были предусмотрены хотя бы соответствующие входные группы, туалеты и подъемники. Без этого не визируем ни один проект.
РГ: Но парковками-то инвалидов можно обеспечить...
Петросян: Управление ГИББД Москвы сейчас не согласовывает ни один паркинг, если 10 процентов машино-мест в нем не отведены для инвалидов. К сожалению, стоят там зачастую навороченные "Мерседесы". Поэтому мэр поручил срочно подготовить закон города по ужесточению наказания за парковку на местах для инвалидов.
РГ: Кризис сократил московский бюджет на 30 процентов, а вместе с этим и финансирование Года равных возможностей?
Петросян: Основная часть - около 4 миллиардов рублей, выделенных именно для нужд инвалидов, осталась нетронутой. Используем их в первую очередь для создания безбарьерной среды.
Электричка: скоростная или обычная?
РГ: Столичные власти не раз заявляли, что все социальные обязательства будут выполнены. Но такое же обещание давало и правительство Подмосковья. Тем не менее оно уже отменило с 1 июля своим региональным льготникам право проезда на железнодорожных экспрессах. Видимо, чиновники рассудили, что ветераны вполне обойдутся обычной электричкой. Москвичи пока на экспрессах ездят, но абонементные билеты на них им уже не продают. Значит ли это, что им тоже пора готовиться пересесть на зеленые электрички?
Петросян: Московская железная дорога на днях подняла вопрос о дополнительной оплате за проезд наших льготников на поездах повышенного комфорта. Сейчас это письмо изучается в департаменте экономического развития, где ждут предложений и от нас.
РГ: И каковы же они будут?
Петросян: Никогда еще за последние 15 лет Москва не ухудшала положения ветеранов. Уверен, что не случится этого и сейчас.
РГ: А городские выплаты региональным льготникам повысят?
Петросян: С 1 августа они вырастут на 20 процентов: у реабилитированных лиц и граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий выплаты ЕГДВ с 615 до 735 рублей в месяц, тружеников тыла - с 530 до 635, у ветеранов труда - с 350 до 420.
РГ: Пенсии с помощью городских доплат планировалось поднять до двух прожиточных минимумов пенсионера в Москве...
Петросян: Это произойдет к концу года. Гарантированные доходы у неработающих пенсионеров достигнут не менее 11 тысяч рублей.
РГ: А что с отдыхом? Ведь столица в этом году взяла на себя обязательство обеспечить санаторными путевками не только льготников регионального уровня, как было до сих пор, но и федеральные категории.
Петросян: Да, из городского бюджета на эти цели выделено почти миллиард рублей и еще 1,3 миллиарда из федерального бюджета. В итоге если год назад Фонд социального страхования закупил федеральным льготникам 70 тысяч путевок, то нынче более 102 тысяч. И что еще очень важно: путевки приобретаются сейчас более дорогие, что позволяет увеличить объем лечения отдыхающим и повысить комфорт проживания.
Массаж на дому
РГ: Но у многих ветеранов нет уже сил на поездку в санаторий...
Петросян: Поэтому мы всячески развиваем систему социального патронажа на дому. К нуждающимся может выехать так называемый санаторий на дому. Массаж - обычный и подводный, курс ароматерапии, физиолечения можно получить не выходя из квартиры. Полторы тысячи москвичей уже убедились в этом.
РГ: Что, и обед привезут домой?
Петросян: К сожалению, пока из-за пробок на дорогах горячие обеды для наших подопечных остаются моей мечтой. Но диетические наборы продуктов питания доставляем.
РГ: А социальных работников удалось освободить от походов по магазинам, чтобы больше уделять времени старикам?
Петросян: В Западном округе доставку продуктов взяла на себя система "Утконос". Скоро распространим этот опыт и в других округах.
РГ: Вы планировали создать также дневные стационары - типа детсада для стариков. Чтобы они не скучали, пока близкие на работе, а их дети не переживали за беспомощных родителей...
Петросян: В кризис такие "садики" еще важнее. Ведь там можно обеспечить и питание, и оздоровление, и культурный досуг. Надеюсь, что к концу года все будет готово для того, чтобы первые стационары уже появились. Закон о социальном обслуживании населения города, который позволит организовывать их, принят.
РГ: Цены в этих "садиках" москвичам будут по карману?
Петросян: Пока трудно сказать. Проживание человека в постоянном городском пансионате обходится от 40 до 70 тысяч рублей в месяц. Здесь будет дешевле. Мы не заинтересованы в том, чтобы "задирать" цены. Есть уже горький опыт с пансионатом "Никольский парк" в Зеленограде. Он предназначался для временного проживания москвичей, нуждающихся в помощи. Например, дочь хочет поехать в отпуск, а престарелую маму не с кем оставить. Оборудовали комнаты в пансионате самым лучшим: мебель - красного дерева, сантехника - итальянская. Уютная общая гостиная, тренажерный зал, обеды по заказам. В общем, все хорошо, но влетело это постояльцам в копеечку - примерно 2,5 тысячи рублей в день, 65 тысяч рублей в месяц. И даже в не бедной Москве не много нашлось желающих нести такие расходы. Пришлось брать "Никольский парк" на содержание бюджета. Посылаем теперь туда на отдых заслуженных учителей, врачей, деятелей культуры.
Пансионат на 17-м этаже
РГ: Новые пансионаты для ветеранов будут строиться?
Петросян: У нас не хватает лишь психоневрологических интернатов и детских домов. В их создании мы пойдем по пути частно-государственного партнерства.
РГ: Думаете, такое предложение привлечет людей с деньгами?
Петросян: Не сомневаюсь. Приведу в пример недавнюю скандальную историю. Один москвич скупил две квартиры в жилом доме и открыл там частный пансионат. Собрал 13 старушек, за содержание которых родственники платили по 45 тысяч рублей в месяц. Нам пожаловались на это соседи. Ведь бабушки не выходили даже во двор - не могли с семнадцатого этажа спуститься. Сейчас с ними разбирается прокуратура. Еще не хватало повторить печальный опыт Карелии, где дом престарелых сгорел вместе с обитателями.
Но с другой стороны - спрос-то есть! Вот я и сказал тому предприимчивому молодому человеку: построй коттедж по всем правилам и нормам - и я буду первым твоим союзником.
РГ: Такие учреждения потребуют квалифицированных кадров...
Петросян: 16 февраля этого года у нас как раз открылся собственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Возглавила его доктор наук Евдокия Ивановна Холостова, в последнее время работавшая заместителем министра соцзащиты в Подмосковье. Первые 450 специалистов стационарных учреждений там уже переподготовлены. И теперь дорога в этот институт открыта всем, кто хочет действительно соответствовать званию социального работника.