Российские инноваторы заинтересовали американскую экономику

В июле международная консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers выступила с заявлением о создании Российского центра технологии и инноваций, который, как отмечалось в пресс-релизе, "будет способствовать дальнейшему развитию российской отрасли информационных технологий и в то же время внесет вклад в укрепление связей между экономиками двух стран". Данное заявление не привлекло особого внимания участников российского инновационного сектора, поскольку оно было сделано во время проведения давно ожидаемой встречи президентов России и США. Оба эти политических лидера уделяют особое внимание развитию инновационных технологий, и потому заявление о создании Российского центра технологии и инноваций было воспринято как обычная PR-акция, призванная в контексте важного международного события привлечь внимание к компании и не предполагающая каких-либо практических действий. В пользу этой версии говорил тот факт, что за PriceWaterhouseCoopers не числится каких-либо успехов в сфере реализации инновационных проектов, а во-вторых, данная инициатива не содержала какой-либо конкретики - не было раскрыто, какой объем финансовых ресурсов планируется привлечь и из каких источников, на каких технологических направлениях планируется сосредоточиться и какие инновационные компании планируется привлечь к сотрудничеству. В общем, никто не воспринял новость о создании Российского центра технологии и инноваций всерьез. И может быть, зря.

Следует вспомнить, что в период с 1985 по 1998 год на российском рынке инновационных и информационных технологий американцы чувствовали себя вольно. Фонду Сороса и ему подобным был дан зеленый свет. Наиболее перспективные идеи российских ученых мгновенно рекрутировались американскими компаниями. Даже в российских вузах были созданы специальные центры по отбору и отправке на учебу, а потом и работу в США наиболее талантливых студентов. То есть Россия была надежным и контролируемым рынком сбыта и рынком поставки дешевых, но крайне высокофункциональных интеллектуальных ресурсов.

Однако после прихода новой команды в российское руководство ситуация изменилась. В стране начала проводиться сбалансированная политика инновационного и технологического развития. Она включала в себя широкую "интернетизацию" и внедрение информационных технологий, создание инновационной инфраструктуры и поддержку отечественных ИТ-компаний. Среди российских разработчиков инновационных технологий это породило всплеск энтузиазма, у них появилась возможность реализовать свои идеи в своей стране. Те специалисты, которые уехали на работу за рубеж, стали возвращаться. Но затем энтузиазм стал спадать, поскольку управленческие ошибки привели к тому, что предпринятые шаги в сфере инновационного развития не привели к существенным результатам.

Настоящее время для нашей страны характеризуется не только тем, что мы вплотную столкнулись с последствиями мирового финансового кризиса, но и тем, что в инновационном секторе наблюдается отсутствие мотивации к работе. В то же время в инновационном секторе США наблюдается оживление, вызванное прежде всего многократно озвученным намерением новой американской администрации всячески поддерживать его развитие. А для этой цели Америке нужны лучшие специалисты, ведущие научные таланты, которые они, как и раньше, будут собирать по всему миру. То есть в том числе и в России, где у разработчиков стала опять пропадать надежда, что можно успешно работать у себя в стране.