Под Ивановом открыли автодром, экзамены на котором у сдающих на права принимает автоматика
Компьютеру в автошколе не дашь взятку. На выполнение всех заданий отведено 12 минут. 100 баллов - максимум, 80 - минимум. Набрал меньше - приходи в следующий раз.
700 метров приключений
Стеклянная стена экзаменационного зала на втором этаже здания автошколы "Вариант" смотрит прямо на автодром. На старте выстроились десять машин, а между стартом и финишем - огромное бетонное поле, повторяющее городской дорожный пейзаж: светофоры, повороты, дорожные знаки.
- Автоматизированный комплекс - это трасса длиной 700 метров со светофорами, моделью железнодорожного переезда, склоном, а также другими объектами, имитирующими реальные дорожные условия. Здесь же установлены 93 знака, которые должны знать водители по ГОСТу, - рассказывает директор автошколы Ольга Динулина. - Автодром управляется компьютерной системой. Одновременно здесь могут работать 15 автомобилей. Благодаря установленным в них датчикам определить можно практически все: от местонахождения автомобиля на площадке относительно линий разметки до положения рычага переключения передач. А вообще электронная система позволяет определить реальный уровень подготовки водителя и снизить влияние субъективного человеческого фактора во время обучения и сдачи экзаменов.
Права получить будет сложнее
Оператор автодрома Михаил, накануне получивший водительские права по старой методике, пробует свои силы на автодроме. Не успел тронуться с места, как на экране салона высвечивается штраф в 5 баллов. "Остановился более чем за 30 сантиметров перед стоп-линией", - комментирует он свою ошибку. Едва въехал на эстакаду, раздается голос: "Аварийная остановка". Реагировать нужно мгновенно. Тронулся после торможения - штраф 25 баллов. "Съехал больше чем на 10 сантиметров вниз по эстакаде", - сетует водитель. Проехал на красный свет светофора - минус 25 баллов.
Зато удачно вписался в поворот 90 градусов. Как правило, и опытные водители не очень соблюдают геометрию и при таком маневре нередко выезжают на встречку. Не задев датчики, вмонтированные в дорожное полотно, успешно преодолел самый извилистый отрезок пути, заехал в гараж на задней передаче.
А вот короткая полоса разгона - от скорости 20 до 30 км в час, и снова штраф. "Надо было пораньше переключить передачу", - объясняет водитель потерю еще пяти баллов. В итоге в активе у добровольно экзаменующегося всего 50 баллов - не сдал. "Очень сложная езда", - заключает он.
Не зря говорят, что с пуском автодрома практический экзамен усложнится. Ведь здесь будут выполнять не пять, как раньше, а 12 упражнений. По новой методике. И на все - заезд в гараж, эстакада, параллельная парковка, змейка, полоса разгона, прямой угол и другие - отводится всего 12 минут. 100 баллов - максимум, 80 - минимум. Набрал меньше - приходи в следующий раз.
Пока одни будут сдавать экзамен по вождению, других протестируют на знание правил дорожного движения - четыре блока по пять вопросов. Требования к теории также усложнены. Число допустимых ошибок остается прежним - максимум две. Зато в полтора раза увеличивается число заданий. Ошибся - получи еще пять вопросов.
Построили за месяц
Автодром - результат частногосударственного партнерства. Два года назад госслужащая Ольга Динулина захотела получить права. Думала начать учиться в автошколе во время отпуска. Но куда ни обращалась, везде отказ - нет мест. Ждала своей очереди два месяца. И это при том, что в Иванове больше 10 автошкол, а в области - более 40!
Поделилась проблемой с родственником-предпринимателем. Тот - с партнерами по автотранспортному бизнесу. В итоге семеро предприимчивых ивановцев объединились, чтобы дать ответ на запрос рынка. Тут и в ГИБДД подкинули идею: а вы бы не взялись за создание автоматизированного автодрома?
Быстроте осуществления проекта можно только удивляться.
- В декабре мы получили лицензию на открытие автошколы, - рассказывает один из инвесторов Роман Копейкин. - Откомандировали своего представителя на ежегодную конференцию международной ассоциации автошкол в Сочи с задачей собрать максимум информации по этой теме. Оказалось, корейцы строят автоматизированные автодромы уже 15 лет. Человеческий фактор там практически полностью исключен. Все маневры расписаны по секундам и миллиметрам. На выходе ученика ждут баллы, посчитанные компьютером. В итоге через три года их использования, несмотря на рост потока автомобилей в полтора раза, аварийность на дорогах там упала на 10 процентов. Стали налаживать сотрудничество.
В марте бизнес-проект одобрил губернатор, в июне из Кореи поступило оборудование. И автодром поднялся всего за месяц.
Экзамен примет компьютер
- Автошколы сегодня не обеспечивают нужной подготовки, - говорит замначальника ГИБДД по Ивановской области Дмитрий Костерин. - Положено 50 часов наездить, дают 20-25 да и спрашивают слишком уж по-божески. Нет контроля за процессом подготовки и со стороны органов образования, выдающих лицензии. А мы во все это вмешаться не можем, нам только предлагают ужесточать прием.
Гаишники надеются, что автоматический автодром заставит повысить качество обучения в местных автошколах, а в результате уменьшится число аварий по вине водителей-новичков.
- Мой водительский стаж 17 лет, но раньше я практически не останавливался перед стоп-линией, - признается Роман Копейкин. - А после двух-трех кругов на автодроме выработался рефлекс: останавливаюсь перед ней на расстоянии 30 сантиметров, как и положено.
В региональном ГИБДД обещают, что в ближайшее время экзамены в Иванове и близлежащих территориях будут приниматься исключительно на автоматическом автодроме.