Правительство пытается обуздать тарифы на электроэнергию в Сибири

Президент Дмитрий Медведев рассчитывает, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС не станет для участников рынка поводом для получения сиюминутной выгоды.

Вчера глава государства прибыл в столицу Бурятии, чтобы обсудить проблемы социально-экономического развития Сибири. А в связи с последними событиями в Хакасии, где в результате аварии остановилась крупнейшая ГЭС страны, проблем этих стало только больше. В первую очередь перед правительством встал вопрос о поддержании энергобаланса в регионе, где уже в первые дни после аварии цена на электроэнергию скакнула вверх. Министр энергетики Сергей Шматко, констатируя пока незначительный рост, оптимизмом при этом не блистал. Он уверен, что в будущем все равно роста цен не избежать. Хотя бы потому, что для поддержания энергобаланса придется задействовать дополнительные мощности энергогенерации. А угольная энергогенерация, например, просто сама по себе дороже.

Глава государства уверен, что, даже несмотря на это, необходимо как можно быстрее задействовать другие источники электроэнергии. "Уже сегодня надо решать, как перераспределить энергетические потоки, - заявил он. - Правительство этим занимается, но в любом случае необходимо организовать эффективное управление электроэнергетическим режимом единой энергетической системы". Если нет возможности соблюсти энергобаланс Сибири своими силами, значит, надо активнее работать с Казахстаном.

Параллельно правительству неплохо бы подумать о том, как обуздать тарифы, к которым в той же Бурятии и раньше было немало вопросов. Почему в соседней Иркутской области электроэнергия дешевле в три раза, чем в Бурятии, интересовались у президента рабочие Улан-Удэнского авиационного завода. "В каждом регионе действуют свои правила регулирования, хотя по-хорошему система тарифов должна быть единая, - объяснил им Медведев. - После того что случилось у ваших соседей в Хакасии, ситуация лучше не будет".

Но это, надеется глава государства, коснется только промышленных предприятий, а на населении последствия аварии никак не отразятся. Во всяком случае, таким образом и было сформулировано одно из поручений правительству. "Мы точно не должны допустить этого, - подчеркнул Дмитрий Медведев рабочим. - Нам придется, может быть, где-то с тарифами поработать, но не для населения страны".

- Я надеюсь, что все участники рынка будут руководствоваться разумными соображениями, а не сиюминутной выгодой. Мы не можем допустить необоснованного роста стоимости электроэнергии, - заявил президент уже на совещании.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС поставила перед государством и ряд общих, но очень прин ципиальных вопросов - система контроля безопасности и инфраструктура российских предприятий требуют пристального внимания. "В ряде случаев эта система неэффективна и нуждается в безотлагательной модернизации, - считает президент. - Иначе мы будем расплачиваться самыми тяжелыми вещами". А пока страна живет по известному принципу - пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Глава МЧС Сергей Шойгу, который провел не один день в Хакасии, предложил особое внимание уделить компаниям, которые занимаются строительством любых стратегических объектов. Особенно малоизвестным и ничем себя не зарекомендовавшим. Например, фирма, выигравшая конкурс на Саяно-Шушенской ГЭС на установку автоматической системы управления, по его словам, не имеет никакого отношения ни к силовым машинам, ни к силовым турбинам. В этой связи он считает крайне необходимым ужесточить 94-й федеральный закон о размещении госзаказов.

- Я не знаю, нужно ли это делать в самом законе или еще как-то это необходимо сделать, но критерии отбора таких структур, которые занимаются этими вопросами, должны быть максимально жесткими, - согласился Дмитрий Медведев. - Если побеждает структура, которая неизвестна на рынке, тогда тот, кто подписывает соответствующие конкурсные решения, должен головой отвечать за то, что эта структура будет работать не хуже, чем те известные игроки, которые сделали свои предложения, но проиграли. Либо не допускать такие структуры.

Авария в Хакасии породила немало всевозможных комментариев в самой России и по всему миру. Многие, указал президент, даже стали говорить о начале технологического конца нашей страны. "Все это брехня, - категорически отрезал подобные рассуждения Медведев. - Правда здесь только в одном - наша страна очень сильно технологически отстала. Если этот вызов мы не преодолеем, все те угрозы, о которых говорят, могут стать реальными".

Энергетический вопрос лишь пополнил список проблем Сибири, спровоцированных мировым кризисом. Растет безработица и задолженность по заработной плате, хотя, казалось бы, меры на уровне федерального центра и непосредственно в регионах предпринимаются. "Очевидно, это связано с тем, что мы не сумели создать такого полноценного, сбалансированного рынка труда, хотя определенные попытки были сделаны", - считает президент.

Кризис поставил под вопрос и реализацию многих крупных инвестиционных проектов в Сибири - многие или уже заморожены, или находятся в подвешенном состоянии. Поэтому глава государства предложил провести ревизию всех сибирских объектов. "Нам, по сути, нужно создать "дорожную карту" по сибирским проектам с учетом кризиса, с учетом ряда проблем, в том числе новых проблем, - заявил он. - И необходимо сформулировать уже окончательно и сроки их реализации и иметь дальнейшее представление о том, куда нам развиваться".

А региональным властям Сибири Медведев посоветовал в нынешней ситуации поддерживать строгую бюджетную дисциплину. Исполнительная власть на местах должна понимать, что, увеличивая собственный бюджетный дефицит, она увеличивает и свой долг, и тут в пору задуматься, как в будущем этот долг будет гаситься. Но при этом он также напомнил, что экономия - это еще не повод урезать расходы на различные социальные обязательства и проекты.

Начал же Дмитрий Медведев свою поездку в Бурятию с посещения Иволгинского дацана - крупнейшего монастыря Буддийской традиционной Сангхи.

Буддийские ламы по случаю приезда президента захотели возродить традицию принесения присяги "Белому царю", зародившуюся еще в 1764 году при императрице Екатерине II и забытую с приходом советской власти.

Церемония, правда, так и не состоялась, хотя, как рассказали источники из окружения президента, Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев во время встречи с Медведевым долго рассказывал об истории этой традиции и объяснял, что так у буддистов принято. На что глава государства лишь вежливо заметил, что с уважением относится к решению буддистов.

Сам Медведев пообещал буддийским ламам, что государство и в будущем будет оказывать всякую поддержку традиционным для России концессиям, поэтому совершенно необязательно искать помощи на стороне.