Евгений Гонтмахер: Изношенность советского наследства проявляется в громких несчастных случаях

Саяно-Шушенская трагедия еще раз доказала - с модернизацией экономики медлить нельзя

Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, к сожалению, выходит далеко за рамки гуманитарного и технологического аспектов. И хотя в данном случае мы имеем дело, видимо, с маловероятным стечением случайных обстоятельств, в памяти сразу всплывает инцидент на подстанции "Чагино", которая лишила света значительную часть Москвы и окружающих ее регионов. Только счастливое - в тот раз! - стечение обстоятельств не привело к человеческим жертвам.

Помню, тогда руководство РАО "ЕЭС России" в полном объеме осознало опасность работы на изношенном оборудовании, требующем либо капитального ремонта, либо просто замены. И то и другое - инвестиции, причем очень немалые. Только в электроэнергетике необходимый их размер оценивался не менее одного триллиона рублей.

Но РАО "ЕЭС России" уже нет. Вместо этой госкомпании теперь работает целая плеяда частных генерирующих структур, в том числе "РусГидро", которые обязаны в соответствии с условиями получения собственности эти инвестиции произвести. Теперь это не просто требование экономики, а настоящая жизненная необходимость. Ведь, как говорят специалисты, плотины, построенные еще в советское время, рассчитаны на 40-50 лет эксплуатации. После этого их фактически нужно перестраивать.

Изношенность советского наследства время от времени проявляется в громких несчастных случаях с многочисленными жертвами. Но за пределами информационного поля остаются ежедневные производственные травмы, заканчивающиеся инвалидностью, а зачастую и смертью. По этому показателю мы, как всегда, впереди планеты всей.

Этим летом в стране была и серия крупных автомобильных аварий, в которых, опять же, погибли десятки людей. Да, в значительной части случаев здесь виноват "человеческий фактор". Но давайте посмотрим глубже - и увидим: источник беды во все той же изношенности оборудования, нехватке инвестиций. Почему значительная часть дорожных инцидентов происходит при лобовом столкновении? Да потому что дороги узкие: одна полоса - туда, а другая - в обратную сторону. Мне как-то довелось несколько часов ехать по федеральной трассе по Южному Уралу. Это поистине "дорога смерти" - и по статистике, и по числу венков и памятных знаков на обочинах. Даже небольшие подъемы создают пробки из-за какой-нибудь еле ползущей в гору фуры (кстати, весьма и весьма преклонного возраста). Самые нетерпеливые не выдерживают, выскакивают на встречную полосу... Дальше все понятно.

Или часто у нас вину за аварию сваливают на водителей автобусов и грузовиков, заснувших за рулем. Кто же в этом виноват? Снова же - узкие дороги, на которых невозможно двигаться со скоростью даже 50-60 километров в час, отсутствие цивилизованных и охраняемых стоянок, где шофер может спокойно отдохнуть. Я уже не говорю о привычных для Запада специальных приборах, установленных на пассажирских автобусах и большегрузном транспорте, автоматически фиксирующих скорость и режим движения.

Россия много в чем нуждается, но без технологической модернизации нам никуда не сдвинуться, не вырваться из примитивного прошлого. И ключевое слово здесь - инвестиции. А тут у нас очень глубокое, застарелое неблагополучие. Даже в недавние годы быстрого экономического роста доля накоплений в ВВП России не превысила 20 процентов, в то время как для ускоренного модернизационного рывка она должна быть не менее 30 процентов. Хваленый приток капитала в страну шел в основном на быстрорастущие фондовые рынки, где можно было за полгода-год получить жирную маржу. Но как только мировой финансовый пузырь лопнул - десятки миллиардов долларов такого рода "инвестиций" покинули Россию, оставив после себя лишь считаные примеры реально работающих современных предприятий.

Косвенным признаком инвестиционного "несварения" нашей экономики было и создание Стабилизационного фонда. Ладно - частные инвесторы так и не вложились в страну. Но государство, получавшее невиданные ранее доходы от экспорта сырья? Здесь, конечно, свою роль сыграла коррупция, которая расцветала чуть ли не теми же темпами, что и ВВП. Стало понятно: если государство станет крупнейшим инвестором, то в лучшем случае ничего не добьется (классический пример - ставшие притчей во языцех автомобильные дороги), а в худшем - просто подкормит нечистых на руку чиновников. Из Стабилизационного фонда, по крайней мере, украсть невозможно.

Как оказалось, накопленные резервы играют ключевую роль в стабилизации социально-политической ситуации в России в нынешние кризисные времена. Уже поэтому создание Стабилизационного фонда было оправданным решением. Но, возвращаясь к инвестициям, которые являются кровью модернизационного процесса в экономике, можно еще раз констатировать: Россия все прошедшие годы нового века болела тяжелой формой анемии. Внешними признаками этой болезни стали и запаздывание реакции государства на появляющиеся все новые экономические угрозы, и резко повысившаяся вероятность техногенных катастроф.

Что же делать? Надо срочно провести инвентаризацию основных фондов, которые используются в российской экономике. Это может быть что-то наподобие сельскохозяйственной переписи. Тогда сразу станет понятно, какое оборудование требует срочного ремонта, какое надо сразу заменить на новое, а с каким еще можно работать не один год. Это, кстати, было бы важно и для формирования политики амортизационных отчислений, которая стимулирует собственника к обновлению технологической базы. И это наверняка расчистило бы дорогу для реализации очень важного пункта антикризисной программы российского правительства.

Тут я хочу (в который уже раз) сослаться на этот документ, в котором сказано, что выход из кризиса должен базироваться на развитии "частной инициативы". Жалко только, что этот ключевой пункт пока не получил своей детальной расшифровки, по крайней мере в экономической сфере. Думаю, что это очень скоро предстоит сделать, что и станет основой для частно-государственного партнерства по выходу России из кризиса. Во всяком случае, участившиеся встречи Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего бизнеса, создание президентской комиссии по развитию инновационной экономики дают для этого серьезные основания.

Но надо понимать, что формирование нормального инвестиционного процесса потребует не только чисто экономических мер, но и изменения общественного климата в нашем обществе. Та же коррупция способна обесценить любые новации верховной власти. А для того чтобы с ней все-таки начать бороться, никак не обойтись без конкурентной политической системы, развитого гражданского общества и свободных СМИ.

Может быть, тогда и станет меньше технологических аварий, по крайней мере крупного масштаба?