26.08.2009 05:00

Алешин больше не рулит

АвтоВАЗ и КАМАЗ все-таки объединят

Вчера заместитель главы госкорпорации "Ростехнологии" Игорь Завьялов подтвердил сообщение о намерении компании создать единый холдинг с рабочим названием "Росавто".

В него, как уже писала "РГ", войдут крупнейшие отечественные автопроизводители АвтоВАЗ и КАМАЗ, остро переживающие кризис перепроизводства. Кроме того, Завьялов сообщил, что уже сегодня совет директоров АвтоВАЗа рассмотрит заявление президента компании Бориса Алешина об отставке "в связи с переходом на другую работу". Это уже четвертая смена главы завода за последние 4 года, когда контроль над предприятием получили "Ростехнологии". Где будет теперь работать Алешин, пока не ясно. Он лишь намекнул, что это может быть система авиапромышленной отрасли.

О том, что он покидает свой пост, Алешин сообщил вчера на расширенном заседании правления АвтоВАЗа. Напомним, что президентом Группы "АвтоВАЗ" доктор технических наук, член-корреспондент Российской академии наук Борис Алешин был назначен в 2007 году. С тех пор АвтоВАЗ, несмотря на беспрецедентную поддержку государства, упорно сбавлял обороты. Не помогли заводу свободно вздохнуть и 25 миллиардов рублей госпомощи, которые государство направило ему в июле этого года. Сегодня эти деньги израсходованы. В основном на погашение долгов.

Как сообщил Игорь Завьялов, полномочия Алешина возьмет на себя вице-президент Игорь Комаров до тех пор, пока совет директоров не утвердит кандидатуру на эту должность. Комаров пришел на АвтоВАЗ в мае 2009 года с поста советника гендиректора "Ростехнологий" Сергея Чемезова.

И стал курировать основные направления, включая производство и финансы. До этого выпускник экономического факультета МГУ работал заместителем генерального директора "Норильского никеля", был заместителем главного бухгалтера в одном из крупных российских банков.

Что касается создания холдинга "Росавто", то официально о нем могут объявить после заседания совета директоров. Как пояснил Завьялов, "Росавто" будет состоять из четырех субхолдингов. Первый - легковой - будет организован на базе активов АвтоВАЗа. Второй - грузовой - на базе активов КАМАЗа. Третий - автокомпонентный - на базе активов ряда госпредприятий. И четвертый субхолдинг по производству силовых агрегатов будет основан на активах "Автодизеля" и Тутаевского моторного завода. По словам Завьялова, совет директоров нового холдинга возглавит глава госкорпорации Сергей Чемезов, а гендиректором станет нынешний директор КАМАЗа Сергей Когогин, который при этом останется и его главой.

Новый холдинг, по задумке его создателей, "станет основой для реализации масштабных инвестиционных проектов в автомобиле строительной отрасли и для привлечения стратегических инвесторов из числа ведущих производителей автомобилей и автокомпонентов".

Напомним, что первые слухи о глобальных преобразованиях в российском автопроме появились в прошлую пятницу. Тогда же говорилось и о возможной отставке Алешина. Информационная бомба должна была взорваться на открытии московского автосалона. Однако Алешин несколько опередил события. Член совета ветеранов, экс-генеральный директор международной ассоциации дилеров ОАО "АвтоВАЗ" Юрий Целиков считает уход Бориса Алешина в отставку вполне позитивным событием. "Он много говорил, много обещал, но мало что делал, - считает Целиков.- Во многом благодаря Алешину завод лишился зарубежной дилерской сети, которая была признана непрофильным активом. К примеру, на Украине в настоящее время нет ни одной станции, которая бы принадлежала Волжскому автозаводу. А развивать торговлю, а значит и наращивать производство без собственной дилерской сети очень непросто".

- Думаю, уход Алешина - это сигнал, что АвтоВАЗу больше не грозит банкротство, что государство намерено помочь заводу справиться с проблемами, - считает генеральный директор Ульяновского прибороремонтного завода, одного из поставщиков "АвтоВАЗа" Геннадий Полиенко. - Теперь мы ждем нового сигнала - кто встанет у руля завода, какую политику будет проводить новая команда. Главное для новой команды - это решить структурные и кадровые проблемы, которые в конечном итоге и стали причиной той ситуации, в которой завод сейчас находится. И мы искренне желаем им успеха

Кстати

Рынок отреагировал на новость об объединении АвтоВАЗа и КАМАЗа позитивно. Сообщение о его возможном создании вызвало рост их акций в понедельник более чем на 15 процентов. Но вчера котировки стали падать.