Новый холдинг "Росавто" намерен выбиться в лидеры российского автопрома
Вчера в России родился новый автомобильный гигант - "Росавто". Правление госкорпорации "Ростехнологии" приняло решение о создании единого автомобильного холдинга, в который войдут крупнейшие отечественные автопроизводители АвтоВАЗ и КАМАЗ.
Совет директоров нового холдинга возглавит глава госкорпорации Сергей Чемезов, а гендиректором станет нынешний директор КАМАЗа Сергей Когогин, который будет совмещать обе должности.
Первое заявление по "горячим следам" Сергей Когогин сделал на открытии выставки "Интеравто-2009". По его словам, КАМАЗ "готов стать идеологом российского автопрома", а он сам - возглавить создаваемый автоконцерн, потому что "чувствует в себе силы, опыт и умение".
Сергей Когогин пояснил, что создание холдинга не означает слияния КАМАЗа с АвтоВАЗом и другими предприятиями. "Как акционер этих компаний, "Ростехнологии" хотят собрать принадлежащие им пакеты акций в автомобилестроительных и двигателестроительных предприятиях в одну структуру. Это позволит проводить осмысленную государственную политику в автомобильной отрасли",- подчеркнул гендиректор КАМАЗа. И добавил, что для этого потребуется разработать программу стратегического развития холдинга, антикризисного менеджмента, сокращения бюджета и расходов. "Такая программа уже выполняется на КАМАЗе с октября 2008 года", - отметил Когогин.
Что касается АвтоВАЗа, то завтра, 28 августа, Совет директоров рассмотрит заявление президента компании Бориса Алешина об отставке "в связи с переходом на другую работу". Полномочия Алешина возьмет на себя нынешний вице-президент АвтоВАЗа Игорь Комаров, который пришел на эту должность в мае 2009 года.
По мнению экспертов, передав бразды правления автомобильными компаниями в руки Сергею Когогину, госкорпорация завершит "отношения" с командой Бориса Алешина. Но наступит ли при этом "счастливое завтра" для АвтоВАЗа? По мнению эксперта "РГ", директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, автомобильный альянс создается в логике действий команды главы "Ростехнологии" Сергея Чемезова, который собирает под единое "мини-управление" подконтрольные предприятия в разных отраслях. Насколько это будет выгодно самим предприятиям для их успешного и эффективного развития - сложный вопрос.
"Если в конце 60-х годов прошлого века, когда создавался АвтоВАЗ, государство ставило четкую задачу обеспечить на 40 лет вперед качественными и дешевыми авто страну, то теперь такой задачи нет. Жизненный цикл этого предприятия, как оно задумывалось в условиях "железного занавеса" и отсутствия конкуренции, закончился. И теперь никому не понятно, в каком количестве и, главное, какие автомобили, которые захотели бы купить потребители, этому предприятию надо выпускать", - говорит Целиков. По его словам, если на КАМАЗе последние 10-15 лет шел относительно грамотно процесс модернизации и приспособления к рынку, то АвтоВАЗ последние годы, кроме как переделом собственности, не занимался. "С 2005 года там сменились четыре президента, и ни один из них не был компетентен в автомобильной промышленности", - замечает Целиков.
По его мнению, АвтоВАЗу нужен в первую очередь эффективный собственник, который думал бы вперед на 30-40 лет. А нынешняя структура собственников, считает Целиков, крайне неэффективна.
Между тем вчера на выставке "Интеравто", которая проходит уже в пятый раз, иностранные автоконцерны представлены не были. Все силы заграничных автопроизводителей брошены на подготовку к автосалону во Франкфурте. Он проводится по нечетным годам, а российский - по четным. К тому же "Интеравто" еще не является официальным международным форумом, как Московский международный автосалон. Зато в отсутствие иностранных конкурентов масштабно представлен АвтоВАЗ и КАМАЗ. Выставка, безусловно, готовилась раньше произошедших изменений, но соседство компаний не кажется случайностью. Отличился и ГАЗ: он выставил электромобиль, тратящий 45 копеек за километр. В продаже он появится только в 2010 году. Кроме российских участников на выставке отметились и производители автокомпонентов из 16 стран мира.