01.09.2009 03:30

Вернулись со дна

Банки начали наращивать портфель автокредитов

На рынке автокредитования наметился подъем. Разворот негативной тенденции зафиксирован в июне, и два последних месяца объемы автокредитов стабильно растут. Однако о положительной тенденции все говорят пока очень осторожно. "Появилась положительная динамика увеличения доли кредитных продаж. В первую очередь это связано с присутствием на рынке привлекательных предложений для клиентов в рамках программ, реализуемых банками и производителями. Второй фактор - это существенное улучшение условий государственной программы автокредитования, - отмечает вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев. - Если говорить об объемах выдачи автокредитов, то, учитывая сохранение на рынке выгодных кредитных предложений и динамики продаж по государственной программе, они могут возрасти на 40% во втором полугодии по сравнению с первым полугодием 2009 года". В Росбанке оживление на рынке автокредитования связывают с возвращением на рынок многих игроков, снижением процентных ставок и либерализацией требований к потенциальным заемщикам. "Если сравнивать с началом года, можно констатировать достаточно существенное "оживление", что в первую очередь связано с определенной стабилизацией общей экономической ситуации, снижением стоимости фондирования для банков, - считает начальник управления развития автокредитования ЮниКредит Банка Иван Сысков. - Однако делать долгосрочные позитивные прогнозы все же преждевременно - покупательская способность по-прежнему остается на низком уровне, кредитные риски высокими, так же как и пошлины на ввозимые авто".

Недавний рейтинг РБК выявил просто разгромную картину на рынке автокредитования. Объем выданных автокредитов в первом полугодии 2009 года уменьшился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в шесть раз. Такова статистика двадцатки лидеров этого рынка (см. диаграмму на стр. 1). Число банков-"миллиардеров" по объемам выдачи сократилось с 21 до 9. Многие, даже крупные банки приостановили выдачу автокредитов, оставшиеся игроки практически вдвое сократили объемы. В "отличниках" ВТБ24 и Юниаструм банк, снизившие объемы автокредитования всего на 17 и 24% соответственно. У Сбербанка падение объемов автокредитов по сравнению с первым полугодием 2008 г. - в полтора раза, на 53,71%.

"Объемы продаж автомобилей в мире, и Россия не исключение, упали в текущем году более чем в два раза, а доля сокращения объема продаж авто в кредит была еще более существенной, - констатирует начальник управления розничного кредитования Московского кредитного банка Елена Корнеева. - По оценкам различных экспертов, в 2008 году в кредит продавалось 70-80% автомобилей, сегодня эта цифра составляет 10-18% от общего объема продаж. С началом реализации весной 2009 года государственной программы субсидирования процентной ставки по автокредитам рынок действительно оживился, но незначительно. К сожалению, программа оказалась не столь востребованной населением, как хотелось бы. Также участники рынка не возлагают особых надежд на недавно запущенную государством программу по выплате "утилизационной премии". Во-первых, в России не развит механизм утилизации старых авто, во-вторых, в России качественно другой сегмент владельцев старых авто (в отличие, например, от стран Европы, где данная программа работает вполне успешно), для которых получение премии в размере 50 000 рублей не будет существенным стимулом, побуждающим к приобретению нового автомобиля".

Сегодня не осталось практически ни одного автопроизводителя, который не разработал бы совместную кредитную программу в партнерстве с банком для стимулирования автопродаж. И сосредоточены они все в десятке банков. В рамках спецпрограмм в среднем ставки составляют 8-9%, рыночная ставка по автокредитам сегодня 20-21%. "Многие банки действительно предлагают ставки, значительно выше предложений банков-лидеров и с учетом пока еще достаточно ограниченного спроса на кредитные ресурсы со стороны заемщиков, их предложения могут не найти своего потребителя", - считает замдиректора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина. Сейчас можно говорить о фактическом переделе рынка автокредитования. "Лидирующие позиции по объемам кредитных продаж по-прежнему занимают государственные банки, чья доля будет продолжать расти за счет действующей программы, предложенной правительством РФ. Также рост объемов выдачи возможен у крупнейших негосударственных банков, которые присоединятся к правительственной программе. Оставшаяся часть от общего объема выданных кредитов отводится коммерческим банкам, предлагающим своим клиентам совместные программы с автопроизводителями", - уверен старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский.

Однако такое положение дел долго не сохранится. "Это временная ситуация, - считает Алексей Токарев из ВТБ24. - Рынок автокредитования исторически характеризовался высоким уровнем конкуренции. Конечно, в текущих условиях многие банки вышли из рынка, однако уже сейчас мы видим, как некоторые банки, нарастив свою ресурсную базу, начинают активизировать продажи автокредитов. Думаю, что ситуация будет постепенно восстанавливаться, а конкуренция усиливаться".

Кстати

Согласно опросу ВЦИОМ за последнее время значительно возросло число россиян, желающих приобрести автомобиль в течение года. В основном покупку авто планируют обеспеченные семьи и те, у кого в семье уже есть более одного автомобиля. Люди стали яснее представлять себе, каким образом они будут расплачиваться за автомобиль. В основном люди собираются покупать машину на собственные средства или в кредит, только каждый десятый - займет деньги у родственников. В кредит, как правило, планируют покупать авто москвичи, петербуржцы и материально обеспеченные семьи. Люди в основном будут покупать новую "иномарку" (28%). Чуть реже в планы россиян входит приобретение подержанной "иномарки" (23%). 22% опрошенных сейчас согласны на новое отечественное авто - в феврале таких ответов было всего 12%.