Эксперты прогнозируют дальнейшее падение спроса на автомобили в России
Сегодня снова запустит свой конвейер GM-АВТОВАЗ. А российский автозавод "Форд" во Всеволожске наоборот - остановил его вчера до 11 сентября в связи с адаптацией выпуска автомобилей к снижению спроса, сообщают в пресс-службе компании Ford Russia.
Напомним, что GM-АВТОВАЗ стоял весь август. И теперь будет работать по прежнему графику: пять дней в неделю в одну смену. Как передает аналитическое агентство "АВТОСТАТ", подобный график утвержден на весь первый месяц осени и в дальнейшем может быть скорректирован в ту или другую сторону.
На самом деле подобный расклад с остановкой одного конвейера и запуском другого находится, что называется, точно в фарватере спроса на иностранные и российские автомобили и динамики этого спроса в условиях кризиса. Тенденции на рынке показывают, что в целом иномарки покупать стали меньше, хотя они и держат пальму первенства по продажам. А вот количество проданных традиционных российских автомобилей растет. Хотя и весьма медленно.
За первую половину 2009 года в России продано на 691 тысячу автомобилей меньше, чем за тот же период прошлого года. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства "АВТОСТАТ", которое на днях опубликовало обширный обзор российского рынка автомобилей. Всего же продано немногим более 728 тысяч машин. При этом суммарный объем рынка легковых автомобилей в России по итогам полугодия составил около 13,6 миллиарда долларов, а средняя цена автомобиля на рынке составила 18 тысяч долларов.
Стоит отметить, что отечественные автолюбители по-прежнему отдают предпочтение автомобилям иностранных марок - таких было продано 534 тысячи, что составляет 73,34 процента от общего числа. При этом кризис повлиял на улучшение отношения к исконно отечественным машинам: их доля среди проданных увеличилась. Хотя и не очень значительно: с 25,49 процента в первом полугодии прошлого года до 26,66 процента в первом полугодии нынешнего.
Если посмотреть в целом на популярность отдельных марок, то продолжает лидировать LADA, занимая 25,14 процента от числа всех проданных авто. На втором месте со значительным отрывом марка Chevrolet (вместе с Niva) с 8,26 процента. Замыкает тройку лидеров Ford, отвоевавший 6,74 процента рынка.
Основная причина серьезного падения спроса на автомобили в первом полугодии достаточно тривиальна. Налицо резкое снижение объемов автокредитования. По оценке специалистов агентства "АВТОСТАТ", если в первом полугодии прошлого года в кредит было продано около 700 тысяч новых автомобилей, то в этом году только 130-150 тысяч, таким образом падение рынка составило около 80 процентов.
И правительственные меры в помощь автопрому, согласно которым субсидировались процентные ставки на покупку автомобилей стоимостью до 350 тысяч рублей, вряд ли могли серьезно изменить ситуацию во втором квартале, так как не все популярные модели авто попадали в эту ценовую нишу. Сейчас уже субсидирование распространяется на автомобили стоимостью до 600 тысяч рублей, и вполне возможно, что это расширение ценового диапазона положительно повлияет на спрос.
Кстати, именно в том, что касается цен, произошли самые серьезные изменения по сравнению с тем же периодом прошлого года. Наибольший рост с января по июнь 2009 года продемонстрировали продажи автомобилей, стоимость которых составляла от 6 до 10 тысяч долларов. Если в первом полугодии 2008 года таких машин было продано всего 12,6 процента от общего количества, в первом полугодии 2009 года - уже чуть больше 30 процентов. Соответственно, серьезно сократилось количество продаж в ценовом диапазоне 10-20 тысяч долларов: если в 2008 году такие машины составляли 45 процентов от всех продаж, то в 2009 - только 25,7 процента.
Прогноз на ближайшее будущее достаточно негативен. Текущая ситуация в экономике России развивается таким образом, отмечают аналитики агентства "АВТОСТАТ", что вероятность серьезных потрясений наступающей осенью увеличивается. Соответственно спрос на новые автомобили, которые не являются предметом первой необходимости, будет падать.