01.09.2009 03:30
Рубрика: Бензин

Пятьдесят на пятьдесят

Из-за перераспределения поступлений от акцизов на автомобильный бензин Москва и Санкт-Петербург могут встать в пробках

Идею по-новому "делить" акцизные деньги недавно озвучил заместитель министра финансов Антон Силуанов. "Предполагается сделать более понятным распределение поступления от акцизов на автомобильный бензин - исходя из протяженности автомобильных дорог и количества автомобилей, зарегистрированных в субъекте, - пятьдесят на пятьдесят", - сказал он.

Подобную схему считают непонятной и не учитывающей реалии в Москве и Санкт-Петербурге.

Сейчас акцизы на бензин собираются централизованно. Затем через минфин они распределяются между регионами в соответствии с количеством зарегистрированного автотранспорта. Чем больше автомобилей в субъекте Федерации, тем, естественно, больше продаж топлива и выше поступления в местные бюджеты от акциза. Такая схема была принята федеральным центром в качестве компенсации за отмену регионального налога на пользователей автодорогами. Акцизные деньги на местах использовались для строительства и ремонта дорожной сети.

Теперь же предлагается при перечислении денег в регионы учитывать не только зарегистрированные машины, но и длину дорожной сети.

- В таком случае в выигрыше окажутся те регионы, где плотность движения наименьшая, - прокомментировал предложение минфина пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой.

Сегодня дефицит улично-дорожной сети в Москве около 400 километров. Средства на строительство новых трасс и ремонт существующих власти столицы планировали брать именно от акцизов на горюче-смазочные материалы. Если предложение минфина будет реализовано, то бюджет Москвы из ожидаемых 32 миллиардов акцизных рублей не получит более 20 миллиардов. В мэрии Москвы не исключают, что уже задыхающаяся в пробках столица скоро может встать окончательно.

Безусловно, для преодоления кризисных ситуаций сегодня необходимо принимать нестандартные решения. Но есть ли логика в простом решении "отнять и поделить", когда деньги из зарабатывающих регионов будут безрезультатно перетекать в дотационные? Ведь и в глубинке новых дорог не появится, и Москва с Санкт-Петербургом задохнутся от транспортных проблем...

Проблема распределения поступлений от акцизов на автомобильный бензин требует тщательной проработки, чтобы вновь не получилось "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Комментарий

Вчера в минфине "Российской газете" пояснили, что "решение о перераспределении поступлений от акцизов на автомобильный бензин принималось, исходя из увеличения прозрачности механизма".

Напомним, что о новой схеме распределения доходов от бензиновых акцизов замглавы минфина Антон Силуанов рассказал еще 19 августа на совещании по межбюджетным отношениям в Смоленске. И пояснил, что до начала этого года деньги шли как в федеральный бюджет, так и в бюджеты регионов. В последнем случае поступления осуществлялись по нормативам, рассчитанным еще в 2005 году, исходя из протяженности автомобильных дорог и количества зарегистрированного автотранспорта, а часть нормативов - исходя из поступлений от автозаправок. Силуанов отметил, что к Москве и Питеру применялись особые коэффициенты, которые увеличивали их поступления как регионов, в которых зарегистрировано большое количество автомобилей, но относительно небольшая протяженность автомобильных дорог. "В результате им было увеличено поступление от этих акцизов, но, соответственно, у других регионов они были сокращены. Сейчас мы хотим создать формулу, понятную для всех", - заметил Силуанов.

При этом он не скрывал, что и Москва, и Питер "в наибольшей степени потеряют поступления". Естественно, возникает вопрос: "будут ли им как-то компенсировать эти потери?" Вчера в минфине "РГ" сообщили, что "каких-либо решений по поддержке таких регионов, как Москва и Санкт-Петербург, не принималось".

Подготовила Елена Кукол