Новости

02.09.2009 03:00
Рубрика: Культура

Музыка для таблицы умножения

Чего не знают взрослые о своих детях?

Подготовка к новому учебному году, кажется, взрослых волнует значительно больше, чем самих школьников.

Чиновники разных уровней докладывают о готовности школ к приему учеников. Родители носятся по магазинам, скупая одежду, портфели, тетрадки, краски, учебники, альбомы для рисования. И вроде бы все это делается для детей, но самих детей за всей этой суетой мы часто и не замечаем. Давно ли вы отвлекались от постоянных забот о карьерном росте и семейном благополучии и просто разговаривали с собственным ребенком? Спрашивали, что он любит и о чем мечтает? Мы привыкли говорить: он же ребенок, что он понимает, забывая, что дети на каком-то интуитивном природном уровне чувствуют все острее. В этом на собственном опыте не раз убеждался известный детский композитор, заслуженный деятель искусств России Григорий Гладков. Этот человек, который в душе навсегда остался ребенком, точно знает, чего не хватает современным детям.

Российская газета: Григорий Васильевич, вы попали в книгу рекордов Гиннесса как автор самого большого количества песен для детей. Это же огромный труд, требующий помимо всего огромной любви к своему делу. Когда вы поняли, что будете именно детским композитором?

Григорий Гладков: Я с детства любил музыку. Ходил в музыкальную школу, учился по классу баяна. Моя мама, заведующая детских яслей, постоянно привлекала меня к участию во всевозможных детских праздниках, утренниках, елках. Я рос в постоянной атмосфере детства и праздника. Так вот, я играл на праздниках в маминых яслях. Но сыграть по нотам правильно у меня не всегда получалось. Я же играл не только детские песенки, но и вполне серьезные композиции из Чайковского, Шостаковича, Дунаевского. И те особо сложные места, которые не мог выучить и сыграть, я заменял другими, мной сочиненными. Самое интересное, что никто подмены не замечал, и мои выступления проходили на ура. Мне тогда лет 10 было, и я вдруг понял, что сочинять музыку - это здорово, а дети - очень благодарная публика.

РГ: Что для вас значит слово "детский": детская песня, детский композитор... Чем отличается, скажем, написание песни для ребенка и для взрослого?

Гладков: Знаете, свои песни я бы называл детскими условно. Впрочем, как и любой другой автор, пишущий для детей. Понимаете, взрослые люди, сочиняющие для детей, на самом деле просто очень хотят, чтобы детство не уходило от них самих. В первую очередь они думают о себе, а не о детях. И часто в этих произведениях заложен гораздо более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд. Но так сложилось - то, что имеет отношение к фантазии, сказке, принято называть детским. Это то, что мы, взрослые, предлагаем детям и считаем, что им будет интересно. А сами дети выбирают для себя очень неожиданные произведения. Я решил попробовать переломить эту ситуацию и стал собирать стихи, написанные детьми. Насобирал много и решил выпустить диск, который назвал "Детские песни про детство". Для него я отобрал стихи со словами: не хочу, не знаю, не люблю, не буду. Потому что то, что они любят и хотят, знаем за них мы, взрослые.

РГ: Еще недавно у нас в стране была просто катастрофа с детскими фильмами, сказками, песнями, стихами - то, что было, перестали показывать, а нового ничего не создавали или это просто не выходило в публичное пространство. Сейчас вроде ситуация стала меняться, появился первый детский канал, новые российские мультики. Но все равно этого пока очень мало. На чем же растут наши дети и где они берут первые уроки жизни?

Гладков: На самом деле сочинять для детей очень интересно и легко. В детский жанр у нас уходили всегда самые талантливые люди. Поэтому у нас огромное наследие прекрасных стихов, песен, мультфильмов, сказок и книжек для детей. Поэтому, даже если представить, что в стране вдруг исчезли все детские телевизионные передачи, перестали снимать детское кино и мультфильмы, а это у нас, собственно, и было еще совсем недавно, у наших детей есть мощная "подушка безопасности", которая спасет не одно поколение. В каждой семье хранятся старые книжки, есть кассеты и диски с записью всеми любимых мультиков и сказок. И мы должны сказать огромное спасибо этим людям, детским авторам, многих из которых уже нет в живых, за то, что они оставили нам это интеллектуальное чудо.

РГ: Вы, я знаю, являетесь почетным членом академии образования. Чем заслужили это звание?

Гладков: Наверное, тем, что переложил на музыку таблицу умножения, и ее стало легче учить (смеется). На самом деле у меня имеется кое-какой педагогический опыт, а в роли подопытного кролика выступает моя собственная дочь. Я сам научился играть на гитаре в старших классах, но убежден, что научиться этому можно гораздо раньше, просто надо найти подход к ребенку. Существуют две формы обучения игры на гитаре: классическая, когда учат играть гаммы и ненавистные этюды. Сейчас мне это, например, нравится, а в детстве терпеть не мог. Так, кстати, многие, поиграют эту бессмыслицу и бросают, потому что мало что получается и становится неинтересно. Второй метод более действенный, на мой взгляд, - сразу учить песни. Так значительно интереснее, и результат сразу виден. Выучил песню и уже можешь выступать перед друзьями, родными. Так вот, я нашел песню, состоящую всего из двух аккордов, правда, ощущение, что там все 20 аккордов, потому что это песня Булата Окуджавы "Бумажный солдат", и предложил моей дочери ее выучить. И в прошлом году моя десятилетняя дочь научилась играть на гитаре. Теперь ей хочется выучить уже песню, состоящую из трех аккордов. Когда виден результат, хочется двигаться вперед.

РГ: Вы - частый гость всевозможных детских музыкальных фестивалей и конкурсов, ездите с концертами по стране, бываете за границей. Скажите, современные дети - они какие?

Гладков: Дети в любой стране в любую эпоху одинаковы. Они одинаково прекрасны, доверчивы и открыты. Но вот взрослые из них почему-то получаются все разные: кто-то выбирает для себя дорогу к Богу, а кто-то сворачивает на опасную преступную тропинку. Конечно, от нас, взрослых, многое зависит. Мы многому должны успеть научить наших детей - читать, писать, переходить улицу в правильном месте, но одновременно мы обязательно должны их учить доброте, честности, порядочности.

Культура Музыка