В убийстве двух первоклассниц из Шимановска сознался водитель районной администрации

В конце августа в маленьком районном городке был найден убийца и насильник двух восьмилетних девочек.

Необходимость справиться с валом насильственных преступлений против детей уже год как заявлена в качестве одной из главных задач и позиций Следственного комитета при прокуратуре РФ. А депутаты Госдумы, закрывая последнюю сессию, приняли поправки в Уголовный кодекс, увеличивающие срок наказания за такие преступления до 20 лет.

Профессиональная реакция на такого рода преступления стала жестче, насильников находят. Но помогает ли это справиться с явлением?

"Наш страшный май..."

Шимановск официально имеет статус города. Двадцатитысячный городишко живет сонной жизнью районной столицы. Серый, невзрачный, с разбитыми дорогами и блеющими на окраинах козами.

Дешевой водки да пивной бурды в местных магазинах намного больше, чем детских игрушек и школьных тетрадей. Основная работа обитателей этого городка - стальная ветка Транссиба. Редко какой машинист электровоза доживает до пенсии. "Пьют они по-черному", - признаются местные доктора.

На дворе отгорал душный май, пьяняще пахло цветущей сиренью, 22 мая, пятница, - день как день. Серый и однообразный. Первоклашки Вика Волкова и Лиза Тебиева, рожденные с разницей в несколько месяцев, были неразлучны практически всегда. Двоюродные сестренки росли вместе в пригородном селе Актай. Первый и, как оказалось, последний свой учебный год они, как два воробушка, просидели за одной партой. Учились усердно и старательно.

В тот день после школы девочки зашли домой к Лизе, пообедали, поиграли. Потом отправились к Вике: "Пойдем в душе покупаемся..." Так они объяснили взрослым. Ушли и пропали.

Девчонок искали десятки людей: районная милиция, прокуратура, работники ФСБ. Как в воду канули. Единственная зацепка - тихие гудки Викиного мобильника.

- Опера умоляли нас не звонить на ее номер, боялись, что трубка разрядится, - вспоминает отец Вики Волковой Александр. С помощью специальной аппаратуры удалось запеленговать район, в котором находился телефон пропавшей девочки.

Через полутора суток непрерывных поисков в пяти километрах от города, в густом перелеске, нашли истерзанные тела детей.

Лиза и Вика лежали в нескольких десятках метров друг от друга, на теле каждой из них было по три раны, нанесенных острой "заточкой". Видимо, у Вики смерть оказалась мучительней, девочка была привязана к дереву собственным брючным ремнем. Вся земля вокруг дерева была вытоптана, ребенок, умирая, еще долго крутился вокруг ствола, пытаясь освободиться от ремня. В нескольких метрах от нее стоял яркий ранец с еще "живым" мобильником. Экспертиза определила, что перед смертью к одной из девочек были предъявлены действия сексуального характера..

Приамурье вздрогнуло от этого чудовищного преступления, даже в наше нечуткое время все остальное ушло на несколько дней на второй план. Все только и говорили об этой трагедии. В агонизирующий от нищеты и безработицы Шимановск прилетел губернатор Амурской области Олег Кожемяко. Пообщался с родителями погибших, пообещал улучшить их жилищные условия. Кстати, слово сдержал.

Поиски шока

Три месяца амурские опера дневали и ночевали в Шимановске, про отпуска было велено всем забыть, пока не найдут преступника.

26 августа 2009 года в шимановскую милицию обратилась одна из жительниц городка. Женщина пребывала в состоянии шока и написала заявление о том, что ее муж насилует их пятнадцатилетнюю дочь. Мать заметила, что девочка беременна, на расспросы ребенок ответил истерикой и страшным признанием...

- Когда мы задержали Романа Чигрина, он врал и выкручивался. Но все рассказал. От услышанного тошнило - самым настоящим образом, - признается начальник местной милиции Владимир Крупко.

По словам Чигрина, он в этот день поссорился с женой, и две девчушки-крохи, попавшиеся на его пути, стали, как он говорит, "психологической разгрузкой..."

Роман работал в районной администрации водителем, и подозрений на него было немного. Правда, его проверили для порядка на "детекторе лжи", но прибор ничего подозрительного не заметил.

- Он признался, что служил в разведке, и справиться с полиграфом для него не составило труда, - говорят милиционеры.

Идеальный водитель

Глава Шимановского района Михаил Кузьмин неохотно начинает общение с корреспондентом.

- Понимаете, он был тихим как зайчик. Просто кусок дисциплины. Пунктуален и корректен, машина всегда в идеальном состоянии.

При этом никого не смущало, что "зайчик" ранее привлекался к уголовной ответственности по статье 116 УК РФ за избиение собственной жены. Суд вынес ему тогда условное наказание.

Директор школы, в которой учились убитые девочки и в которой учатся дети Романа Чигрина, не позволяет вопроса задать.

- Я не в теме, только из города приехала. Что вы от меня хотите? - на полном серьезе вопрошает Наталья Андреева.

- У вас двух школьниц убили, а вы не в теме, - растерянно отвечаю я.

- А я при чем?! - парирует директор.

Потом учителя признались, что дочка арестованного "зайчика" последние два года была крайне раздражительна и агрессивна.

- Она постоянно дралась с мальчишками. Казалось, что девочка ненавидела всех пацанов, - говорит ее классный руководитель.

Рядом с трагедией очень трудно стоять. Все хотят отодвинуться, кто-то из чувства карьерной безопасности, из-за явно излишних опасений за свое положение. Кто-то - боясь радиактивности невыносимого, но все-таки чужого горя, оставляя в нем самых близких. Которым невозможно от него отойти. Долго. Очень долго. Может быть, никогда.

Этих девочек ведь убило и всеобщее равнодушие, ставшее прозой жизни.

В школе и дома - месяцами, годами не замечаем затравленных глаз девочки-подростка.

Грубость и жестокость соседского поведения расцвела таким махровым цветом, что мы, действительно, либо брезгуем окружением до чайльд-гарольдства, либо воюем с хамством его же оружием.

Мы - соответчики. И чем больше отгораживаемся от него кабинетами, статусами или уличным равнодушием, тем больше соответчики.

Прямая речь

Алексей Лубинский, старший помощник руководителя следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Амурской области

- Задержанному предъявлено обвинение по части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту убийства детей. Ему еще будут предъявлены обвинения по факту насилия собственной дочери. Сейчас проводятся необходимые экспертизы. Он написал явку с повинной. Его жена была крайне запугана им, он ее практически не отпускал от себя ни на шаг. Соседи о нем отзываются как о злобном, жестоком человеке.

комментарий

Сергей Ениколопов, заведующий отделом клинической психологии Научного центра РАМН:

- Попытка решить такую страшную проблему, как преступления сексуального характера против детей, не может ограничиться только усилиями на законодательном уровне. Карательная практика, безусловно, должна иметь место, такого рода преступления должны жестко наказываться. Но перевалить все на плечи государства и ждать только от него решения этой страшной проблемы - это позиция страуса для общества. Ведь речь о наказании заходит уже после того, как преступление завершено. Его предотвращение важнее, чем сила наказания.

Не будем забывать и о том, что преступления сексуального характера во всем мире фантастически латентны - то есть скрыты. На одно заявленное приходится от 10 до 25 незаявленных случаев сексуального насилия, домогательства, растления. Наиболее отчаянное положение с педофилией, поскольку преступления против детей часто скрываются и в семье, и в школе.

И тут, с одной стороны, хотелось бы призвать людей не стесняться доносить о подозрительных случаях, а с другой - есть опасения, что возникнет огромное количество оговоров и даже попыток свести таким образом с кем-то счеты. То есть нам нужно еще наработать "культуру ответственного доноса". Но от людей все-таки очень много зависит (особенно от учителей и родителей), поскольку именно они способны первыми заметить преступление.