В Москве может закрыться большинство автошкол
На рынке обучения вождению нарастает паника. Руководители многих автошкол во всеуслышание обещают закрыться в ближайшее время. Причиной тому - вступившие в силу с 1 июля новые правила по подготовке водителей.
Наиболее остро и ярко эта проблема встала в крупных городах. Яркий пример тому - Москва. Здесь обещает закрыться большинство автошкол.
Напомним, что в соответствии с новыми требованиями каждая автошкола должна иметь аппаратно-программные комплексы по определению стрессоустойчивости, темперамента, глазомера, памяти и психомоторики начинающего водителя. В учебных машинах обязательны системы видео фиксации. Ездить студенты должны начинать не на каком-то заброшенном пустыре, как часто бывает, а непременно на автодроме с перекрестком и светофорами, железнодорожным переездом и знаками. Словом, по настоящему городу, но только в миниатюре. Помимо этого появились и новые требования к преподавателям автошкол, но они не создают особых проблем для этих учебных заведений. А все выше перечисленное - это условия получения лицензии. Если автошкола не была должным образом оборудована, то лицензию ей не обновить.
Значит, первые из трех сотен столичных школ встанут перед вопросом, как жить дальше, уже в октябре-ноябре этого года, когда у них закончится лицензия. Как рассказал корреспонденту "РГ" главный специалист городской службы лицензирования и аттестации департамента образования Москвы Василий Калиниченко, ни одно из этих учебных заведений к переоснащению не готово. Причина - кризис, нет денег. А их надо немало. Аппаратные комплексы, тестирующие психику, стоят порядка 100 тысяч, тренажеры - симуляторы вождения - от 150 тысяч рублей.
Добавим расходы на оборудование каждой машины видеокамерами... "Цены же на оборудование автодромов начинаются вообще с другого порядка цифр - это минимум 6 миллионов рублей", - возмущался исполнительный директор Ассоциации московских автошкол Александр Жуков.
Впрочем, деньги - не единственная загвоздка. "Я закупил тренажеры и АПК. Но ученики отказываются от психологического тестирования. Спрашивают, на каком основании они обязаны это делать и где будет храниться информация? В правилах это не прописано. И главное: площадь автодрома должна быть размером примерно с гектар. Да за последние два года столичное правительство нам не дало ни метра земли. Что делать?" - недоумевает гендиректор Центральной автошколы Сергей Лобарев. "Мы бы и рады выделить, - сказал на это корреспонденту "РГ" руководитель департамента земельных ресурсов Москвы Виктор Дамурчиев. - Но вы попробуйте найдите 300 гектаров свободной земли в Москве! Мы под новые дома для переселения жителей из хрущоб с большим трудом находим участки, под гаражи, чтобы убрать машины с дорог. Где же такие свободные поля отыскать в мегаполисе?"
В итоге одним из первых в столице - уже 19 ноября - рискует остаться без лицензии учебный центр "Торсион". "После этой даты мы закроемся, либо, что вероятнее всего, начнем готовить учеников для сдачи экзаменов экстерном. Для этого никаких лицензий не требуется. Думаю, так поступят большинство наших коллег, иначе на столичном рынке труда прибавятся тысячи безработных", - объяснил ситуацию корреспонденту "РГ" директор автошколы Александр Штырлин. Он убежден, что такие затратные требования, какие заложены в новые правила в период кризиса, просто абсурд.
Тем более что, как убеждены многие инструкторы по вождению, на качество обучения их выполнение не очень-то влияет. Разве что на стоимость обучения. "Новые правила введены без участия специалистов, тех, кто работает "на земле". Ездить можно в городе, а площадки нужны лишь для отработки фигурного вождения. Лучше бы разрешили на последнем занятии перед экзаменами выезжать на МКАД и Третье транспортное. А то права ученики получают, а на магистралях сразу теряются и попадают в ДТП", - сетует Лобарев.
Правила могут быть выполнимыми лишь при условии, что найдется инвестор с деньгами, которых хватит на покупку дорогой московской земли по рыночной цене и строительство на ней автодрома - его можно сдавать автошколам в аренду. Но и в этом случае зададимся вопросом: много ли найдется таких учеников, которые согласятся ездить на занятия за тридевять земель лишь для того, чтобы потом два часа покататься по тому же городу, только ненастоящему?
Надо сказать, что претензии автошкол вполне резонны. Как рассказал "РГ" руководитель учебного центра Геннадий Громаковский, между прочим, один из авторов - разработчиков экзаменационных билетов на права, видеооборудование на автомобиле в процессе обучения абсолютно не требуется. Оно нужно только при приеме экзаменов. Одна из автошкол оборудовала несколько автомобилей камерами для приема внутренних экзаменов. И эти автомобили позволяют решить массу спорных ситуаций. Такие автомобили нужны и при сдаче экзамена в ГИБДД. Но новые правила требуют оборудовать все автомобили, на которых проходит обучение. Совершенно непонятно, зачем это нужно, а денег это стоит немало. Что касается тестирования, то никакие аппаратно-программные комплексы не помогут выявить человеческих особенностей. Это задача для профессиональных психологов. Автодромы - вещь нужная. Но не в таком виде, в котором их требуют. На автодроме можно обучать с нуля различным элементам вождения, но необходимые навыки для движения по улицам набираются только на реальных дорогах.
Напомним также, что вступил в силу гаишный регламент по приему экзаменов. Там тоже прописаны автодромы, но их обязательное применение отнесено на 2011 год. Это более реальный срок для реализации всех требований, предъявляемых к автошколам. К тому же если в крупных городах можно найти необходимые средства, то что делать маленьким автошколам в небольших провинциальных местечках, где всего учеников в год набирается не больше 100 человек. Или жителям этих районов придется ездить в крупные региональные центры, где, возможно, еще сохранится хотя бы одна автошкола?
Сейчас в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России совместно с министерством образования и науки решают вопрос, что делать в этой ситуации. Скорее всего решение появится уже в начале следующей недели. В любом случае молодые водители не останутся ни без школ, ни без инструкторов.
Справка "РГ"
Сколько стоит обучение в автошколах Москвы и Подмосковья
Теоретический курс - 4,4 тысячи - 8 тысяч рублей.
Вождение: в утреннее и дневное время - 350-500 рублей за 1,5 часа; в вечернее время (после 17.30) - 500-800 рублей за 1,5 часа.
Фото - РИА Новости