На Дальнем Востоке "Лада" обогнала "Toйоту" по продажам
Российская "Лада" по итогам первого полугодия 2009 года обогнала по объемам продаж японскую "Toйоту", и не где-нибудь, а на Дальнем Востоке. Правда, речь идет лишь о новых машинах, в то время как на рынке региона по-прежнему преобладают подержанные иномарки.
По данным агентства "Автостат", в январе-июне дальневосточники купили 103 тысячи машин, в том числе 100 тысяч подержанных, из них 56 тысяч - марки "Toйота". Но в сегменте новых машин победила "Лада": за полгода дальневосточники приобрели 834 отечественные машины и только 801 новую "Toйоту" (в первом полугодии 2008 года - 1,8 тысячи и 2,5 тысячи соответственно). Эксперты считают победу российского бренда результатом применения льготного кредитования и лоббистской политики государства - повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок и введение спецтарифа на перевозку новых машин на Дальний Восток.
Впрочем, продукты отечественного автопрома еще не скоро перестанут быть экзотикой на дорогах дальневосточных городов: сегодня доля тольяттинского бренда во Владивостоке чуть более 4 процентов, в Петропавловске-Камчатском - 5, в Находке - около 5,5, в Южно-Сахалинске - около 6, в Хабаровске - 6,5 процента.
Привить дальневосточникам любовь к отечественному автопрому пытаются с помощью открытия здесь автосборочного производства. О планах компании "Соллерс" организовать его во Владивостоке стало известно в апреле прошлого года. Об этом сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов и даже назвал ориентировочные сроки запуска завода - осень этого года. Но к этому времени компания только определилась с местом его дислокации - это цеха старейшего судостроительного предприятия "Дальзавода".
Сначала речь шла о сборке грузовиков, автомобилей "скорой помощи" и пассажирских микроавтобусов, внедорожников и легковых автомобилей, в том числе так называемых "народных" марок. Но, как сообщили на недавней презентации во Владивостоке представители компании, начать она намерена с грузовиков ISUZU грузоподъемностью от 1,5 до 25 тонн и спецавтомобилей FIAT, а выпуск легковых машин после изучения местного рынка решено отложить. Причина, по словам представителя компании Александра Корнейчука, в том, что рынок заполнен подержанными "японками", и конкурировать с ними, как минимум в ближайшие год-два, невозможно.
Первую очередь автосборочного производства планируется запустить в первой половине 2010 года. Она рассчитана на выпуск 15 тысяч автомобилей в год, и создаст около 700 рабочих мест, причем, как уверяют в компании, приезжих специалистов будет минимум 10-20 человек, а остальных планируется набрать из бывших сотрудников "Дальзавода". На втором этапе мощность предприятия увеличится до 40 тысяч автомобилей, а количество рабочих - до 2300. Стоимость проекта - около 5 миллиардов рублей, нужные средства выделены Внешторгбанком.
Правда, местные представители автобизнеса по-прежнему с недоверием относятся к проекту, особенно к планам развернуть производство в столь быстрые сроки, да еще и решить проблему с рабочей силой.
Сложно надеяться, что работать на автосборочный конвейер придут те, кто занимался автобизнесом, который с повышением пошлин на иномарки начал рушиться. Вряд ли зарплата здесь будет сопоставима с теми доходами, которые они получали. Многие продолжают распродавать закупленные еще до нового года иномарки и рассчитываться с долгами, в том числе по кредитам, искать новые ниши для бизнеса.
Так что налаживать автосборочное производство во Владивостоке, где успело сформироваться целое поколение тех, кто вырос на бизнесе и связывал с ним свое будущее, компании "Соллерс", несмотря на мощную поддержку правительства, будет очень непросто.