08.09.2009 00:48

Куда поедет "Опель"

Сегодня решается судьба автозавода-гиганта

Во вторник и среду пройдет заседание управляющего совета концерна "Дженерал моторс", на одну треть состоящего из представителей его главного собственника - правительства США. От него ожидают окончательного решения о судьбе европейской "дочки" концерна - ООО "Адам Опель".

В преддверии решающего заседания управляющий совет "ДжМ" не перестает подпитывать немецкую прессу "строго секретной" информацией. Так, в субботу "Зюддойче цайтунг" узнала из кругов совета, что "ДжМ" все-таки не собирается продавать "Опель". Слишком лакомый это кусок для будущих собственников. Слишком много потерь повлекла бы за собой продажа высокотехнологичного предприятия, увы, погрязшего в долгах.

По замечанию председателя совета трудового коллектива предприятия "Опель" в городе Бохум Райнера Айнэнкеля, в плачевном положении виноваты не трудящиеся, а сам "Дженерал моторс". Европейская "дочка" всегда зарабатывала хорошие деньги. Однако все они утекли по темным каналам.

Как теперь выходить из ситуации - неизвестно. Позиция американцев по-прежнему непонятна. Германское правительство в унисон требует однозначного решения. Канцлер Ангела Меркель в пятницу выразила желание, что хорошо бы наконец-то определиться. Мол, ситуация уже полгода находится в подвешенном состоянии, рабочим хотелось бы ясности об их будущем.

На самом деле рабочие в Германии американцев совсем не волнуют. Поэтому и тянут они с решением, превращая всю ситуацию в долгую пытку. Возможность для такого вальяжного ожидания производителям из Детройта дало само германское правительство, слишком рано открыто выразившее свое предпочтение и высказавшееся в пользу упряжки "Магна"-Сбербанк.

Таким образом, "Дженерал моторс", реконструированный за два месяца и вышедший из конкурсного производства здоровым и сильным, получил возможность шантажировать доверчивых немецких партнеров. Пикантно при этом, что полтора миллиарда евро переходного кредита было выделено германским правительством именно под концепцию "Магны" и Сбербанка, которая единодушно была принята в конце мая.

Если "Опель" останется у "ДжМ", будет ли кто-то возвращать эти деньги? Пока американцы заявили: в случае непродажи "Опеля" они готовы выделить на реструктуризацию предприятия один миллиард долларов. И один миллиард они собираются попросить у Англии, Испании и Польши - стран с производствами автомобилей европейской ветви "Дженерал моторс". Эксперты считают, по самым скромным подсчетам на вывод "Опеля" из кризиса требуется по меньшей мере 4,5 миллиарда евро.

Как манну небесную ждет решения американцев в пользу "Магны" и Сбербанка совет трудового коллектива. Если "ДжМ" собирается инвестировать в "Опель" лишь один миллиард долларов - это означает, что экономить он собирается в другом месте. На закрытии предприятий, на увольнении рабочих. На свертывании производственных мощностей в Европе. Неприятное ожидание усугубляется еще и тем, что в случае непродажи "Опеля" германское правительство будет должно оправдываться перед тысячами избирателей, которые были обмануты в своих чаяниях. А на носу - выборы в бундестаг. Американская сторона и это прекрасно понимает. Что ж, еще больше шансов выжать из немцев все до последней капли.

Игра продолжается. Кто заполучит "Опель"? "Магна" и Сбербанк? Бельгийский финансовый инвестор с американскими корнями RHJI? Правительство США? Не исключено, что и во вторник решение не будет принято. Тем временем последние капли кредитных вливаний германского правительства сходят на нет. И американцы это прекрасно знают. Решать надо именно сейчас. Иначе "Опелю" грозит окончательное банкротство.