Владимир Прохоров: В образовательный процесс надо активно внедрять системы интернет-видеосвязи

Как ни странно, но всеобщая компьютеризация и интернетизация школ, которая прошла в России, фактически никак не повлияла на старую, устоявшуюся систему образования.

Школьники вроде бы получили через Интернет доступ к мировым ценностям и знаниям, но в реальности обучение по-прежнему замыкается на их школе. Если они живут в поселке Таборы, то и свет в окошке - таборинские учителя. Для большинства побывать на лекции не то что московского, но даже профессора из областного центра - почти несбыточная мечта.

У меня нет сомнений, что для дальнейшего развития образования в России необходимо, в частности, активно массово внедрять в образовательный процесс системы интернет-видеосвязи. Пока чиновники в министерствах воспринимают подобные проекты как некое излишество, бутерброд с черной икрой в голодный год. Дескать, можно и потерпеть, достаточно того, что школы как-то обеспечены компьютерами. А как они используются? Как игрушка, как печатная машинка, чтобы сочинения в редакторе Word набирать или в электронные дневники оценки выставлять?

Идея равного доступа к высшему образованию, заложенная, в частности, в ЕГЭ, должна осуществляться и на уровне обучения в школах. Я видел, какой эффект вызывает видеообщение школьников с крупными учеными. На Всероссийских олимпиадах по информатике, в жюри которых я вхожу более двадцати лет, мы проводим такие онлайн-встречи. Как счастливы бывают дети, когда могут несколько часов напрямую беседовать с кем-то из светил науки! В частности, такие беседы проходили с академиком Николаем Красовским.

В федеральном министерстве образования говорят: в регионах еще не доросли до подобных проектов, нет подходящих интернет-каналов... Но пока в центре решают, уже пошло движение снизу. В этом году объединились преподаватели десятка городов страны для создания "образовательного видеокольца". В него вошли Новосибирск, Архангельск, Петрозаводск, Нальчик, Якутск, Москва и еще несколько областных центров. Сами вложили деньги и много энтузиазма, чтобы в режиме онлайн обсуждать образовательные программы, методики обучения, проводить встречи с учеными. Пока эта система в основном работает на педагогов. А в Кабардино-Балкарии пошли еще дальше. Не дожидаясь появления скоростного интернет-доступа и директив из столицы, они, имея всего лишь 100-килобитные каналы, создали двадцать точек видеосвязи, соединив основные районные школы. И теперь ученики из горных аулов в онлайн-режиме могут слушать лекции и местных специалистов, и московских профессоров, общаться, задавать им вопросы. Для большинства школьников страны это пока фантастика.

Но когда эта фантастика станет былью, оправдаются все затраты бюджета на всеобщую компьютеризацию и интернетизацию школ.