АвтоВАЗ через два месяца сократит пять тысяч сотрудников
Вчера на АвтоВАЗе был подписан приказ о сокращении пяти тысяч сотрудников, не занятых непосредственно на конвейере. Об этом "РГ" сообщили в самарском областном правительстве. Работники тольяттинского гиганта будут уволены через два месяца - 14 декабря.
Слухи о предстоящих серьезных сокращениях на тольяттинском автозаводе появились еще в июле. Тогда администрация предприятия их опровергла. Однако давно уже очевидно, что в условиях резкого снижения спроса на продукцию, затоваривания заводских и дилерских площадок эта непопулярная мера сокращения издержек витала в воздухе. Это был лишь вопрос времени.
По итогам 2008 года завод получил около 25 миллиардов рублей убытка. За семь месяцев 2009 года АвтоВАЗ продал 212,3 тысячи автомобилей, что на 44 процента меньше, чем за тот же период прошлого года (тогда было продано 378,7 тысячи штук). Согласно официальной финансовой отчетности предприятия, общая кредиторская задолженность к концу первого полугодия составила 82,263 миллиарда рублей, в том числе просроченная задолженность - 5,471 миллиарда. За первое полугодие АвтоВАЗ понес убытки в размере 14,2 миллиарда рублей против чистой прибыли в 1,5 миллиарда рублей за первое полугодие прошлого года. Несмотря на то что правительство РФ уже оказало автозаводу помощь в виде 25-миллиардной беспроцентной ссуды сроком на 10 лет, это не могло решить всех проблем предприятия. В итоге оно все же столкнулось с тем, что было неизбежно.
Из пяти тысяч сотрудников АвтоВАЗа, которых известят о сокращении, порядка 2,4 тысячи человек - пенсионеры, отметил министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области, ответственный представитель самарского губернатора в Тольятти Владислав Капустин. При этом он опроверг ранее появившуюся информацию о том, что до конца года автозавод уволит еще 31 тысячу человек.
- АвтоВАЗ действительно завод с избыточной численностью персонала, но хочу отметить, что это единственное крупное предприятие, которое за время кризиса до сих пор не сократило ни одного человека, - говорит глава регионального минпрома. - При этом пять тысяч - это не массовое сокращение, а только около пяти процентов всего персонала.
По словам Капустина, пока специально вопрос о помощи сокращенным работникам не обсуждался. Им будет предложена стандартная схема поддержки безработных - временные рабочие места, переобучение и помощь в создании своего дела.
Руководитель пресс-службы АвтоВАЗа Александр Шмыгов не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о сокращениях. По словам Капустина, сокращение работников согласовано с профсоюзом завода. В свою очередь вчера днем председатель независимого профсоюза работников АвтоВАЗа "Единство" Петр Золотарев сообщил, что пока официального уведомления о сокращении от руководства не поступало.
- Действующий сейчас на заводе приказ о сокращенной 20-часовой рабочей неделе по Трудовому кодексу накладывает мораторий на сокращение сотрудников, - напомнил Золотарев. - Если мораторий будет нарушен, мы будем обращаться с жалобами в прокуратуру и в Госинспекцию по труду.
Экс-гендиректор международной ассоциации дилеров и член совета ветеранов АвтоВАЗа Юрий Целиков уверен, что снизить численность работающих на заводе необходимо для эффективности производства. "На заводе слишком много лишних структур, от которых ничего не зависит, их и нужно убирать", - подчеркивает он.
По оценке Целикова, при плане предприятия выпустить в 2009 году около 450 тысяч автомобилей, чтобы выйти на минимальный уровень рентабельности, необходимо сократить не менее 15-20 тысяч человек. Однако при сегодняшних объемах производства до конца года АвтоВАЗ выпустит не более 330-360 тысяч машин, то есть с экономической точки зрения сокращения должны быть еще более масштабными.