Клаус Мангольд: "Дженерал моторс" заинтересована в успехе "Опеля" в России
Будущее "Опеля" решено - "Дженерал моторс" решилась продать контрольный пакет акций "Магне" и Сбербанку. Однако всю неделю немецкие СМИ сообщают о серьезных проблемах, которые еще придется преодолеть, чтобы сделка состоялась.
Что это за проблемы и как их можно решить? С этого вопроса корреспондент "РГ" и начала беседу с председателем Восточного комитета немецкой промышленности Клаусом Мангольдом.
Клаус Мангольд: Более 80 лет "Опель" принадлежал "Дженерал моторс". Такую связь нельзя порвать за один день. Если все сделанные заявления верны, то, на мой взгляд, теперь уже не существует никаких непреодолимых препятствий для продажи автозавода "Магне" и Сбербанку. До конца ноября должен быть подписан окончательный договор.
Российская газета: Но спорные вопросы все-таки пока есть?
Мангольд: Один из важнейших пунктов, по всей видимости, - вопрос об использовании патентов "Дженерал моторс" российскими партнерами. Автопромышленность России нужно срочно модернизировать. Без сомнения, технологии "Опеля" могут этому помочь. Здесь нужно найти модус действий, который был бы приемлем для обеих сторон. О скорой договоренности свидетельствует, однако, то, что германское и российское правительства встали на сторону "Магны".
РГ: Укрепило ли решение по "Опелю" репутацию канцлера Ангелы Меркель? Какое влияние оказало оно на предвыборную кампанию и на предстоящие выборы?
Мангольд: Как канцлер (ХДС), так и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ), которые выступают друг против друга в предвыборной кампании, с самого начала поддерживали продажу "Опеля" канадско-российскому консорциуму. Поэтому обе партии вынесли пользу из теперь уже принятого решения по "Опелю".
РГ: Какие перспективы открывает это решение для сотрудничества Германии с Россией?
Мангольд: Сотрудничество "Опеля" с ГАЗом могло бы дать российской автопромышленности необходимый импульс для модернизации и в то же самое время открыть новый рынок роста для немецкой промышленности по производству комплектующих.
В последнее время "Опель" вывел на рынок новые успешные модели "Инсигния", "Зафира" и "Астра". "Опель" планирует совместно с ГАЗом создание нового автомобиля среднего класса специально для российского рынка. Это сотрудничество могло бы стать ведущим проектом в рамках российско-немецкого партнерства по модернизации российской промышленности, за которую много лет выступает Восточный комитет немецкой промышленности. И наоборот, активное участие в проекте "Опеля" могло бы подтолкнуть российских инвесторов к деятельности в Германии, что я могу только приветствовать.
РГ: Не приведет ли перемещение производственных мощностей в Россию к потере рабочих мест в Германии, чего многие здесь опасаются?
Мангольд: Сотрудничество ГАЗа и "Опеля" долж но служить росту продаж в России и Восточной Европе, то есть освоению новых рынков. Поэтому для "Опеля" важно производить на месте. Для этого предназначен завод ГАЗа в Нижнем Новгороде. Чем успешнее будет "Опель" в России и в Восточной Европе, тем надежнее будут рабочие места в Германии и больше шансов для немецких производителей комплектующих на российском рынке. Сеть распространителей ГАЗа в России сделает возможным для "Опеля" продажу автомобилей по всей стране, а это приведет к новым покупателям и новым заказам для немецких заводов.
РГ: Реалистично ли, что в кризисное время покупательная способность россиян будет расти и новые автомобили на самом деле будут продаваться?
Мангольд: Прошедшие месяцы были трудными не только в России. Теперь кажется, что рынки немного отдохнули. Вместе с ростом цен на нефть и газ последует и оживление промышленности в России.
Кроме того, при плотности распространения автомобилей - 200 машин на 1000 жителей - в России по-прежнему существует большая потребность в них. На что "Опель" и надеется. Для сравнения в Германии соотношение таково: 566 автомобилей на 1000 человек.
РГ: Одно из условий "Дженерал моторс" - никакой передачи технологий в Россию. Американцы могут воспользоваться правом вето, чтобы запретить это. Реально ли производить автомобили в России без новых технологий?
Мангольд: "Дженерал моторс" обладает правом вето на использование патентов. Здесь надо немного подождать, будет ли оно использоваться и как. Если ГАЗ и "Опель" станут разрабатывать совместные модели, использовать составляющие и части автомобилей, что уменьшает расходы, тогда пользу от передачи технологий получит и "Дженерал моторс". Американцы до сих пор являются дольщиками "Опеля" и поэтому заинтересованы в успехе этого бренда.
РГ: Два немецких члена президиума опекунского совета, у которого в настоящее время находятся 65 процентов "Опеля", были против решения в пользу "Магны" и Сбербанка. Чем были обоснованы их сомнения? Можете ли вы их понять?
Мангольд: Если сказать точнее, один из них воздержался, а один - проголосовал против. Ведь речь идет в конце концов о больших суммах, которые должен взять на себя немецкий налогоплательщик, поэтому решение о лучшем пути развития не может быть принято легко. Всем, кого затрагивает эта сделка, понятно, что нас ожидает еще очень много работы до тех пор, пока "Опель" станет успешным предприятием.
РГ: "Дженерал моторс" претендует на право продажи марки "Шевроле" в России. Не запрограммирован ли этим новый конфликт интересов?
Мангольд: "Шевроле" - самый успешный автомобильный бренд в России. Понятно, что "Дженерал моторс" хотела бы сохранить прямой контроль над ним. Это, конечно, затрудняет для "Опеля" достижение 20 процентов рыночного сегмента. Однако "Дженерал моторс" - тоже пайщик "Опеля" и должна поэтому быть заинтересована в успехе и этого бренда в России.