22.09.2009 00:30

Угол зрения

Текст: Евгений Арсюхин ("Российская бизнес-газета")

АвтоВАЗ, как известно, уже сократил 5 тыс. сотрудников, в основном из управленческого персонала, а до конца года намерен уволить еще 31 тыс. человек (практически каждого третьего). На прошлой неделе к тольяттинцам присоединились нижегородцы: "Группа ГАЗ" объявила о намерении до конца года сократить 14 тыс. человек.

Происходит вполне нормальная вещь. Которую надо было делать давным-давно, да все боялись. Ну, как известно, у кого трясутся руки, тому трудно открывать шампанское, поэтому сокращать рабочих приходится сейчас - в разгар кризиса, под угрозой волнений, перешагивая через собственный страх с закрытыми глазами.

Неэффективность отечественного автопрома отражается в раздутом персонале. Не может быть дешевой машина, которую производят сто тысяч человек. На всех заводах Opel - 25 тыс, меньше, чем сокращают на ВАЗе. "Жигули" надо сделать хотя бы дешевыми: раз только из-за дешевизны берут. Но как только менеджеры АвтоВАЗа заикались о такой нужде, тут же федералы начинали ныть на тему "а куда деть людей". На самом деле ребята-федералы просто не хотели шевелиться. Давать подъемные, развивать малый бизнес, зону высоких технологий, бизнес-парки, ОЭЗ и прочие инструменты, которые у федералов есть, но которым им пользоваться просто лень.

Что будет теперь. Несмотря на то что кризис - время настоящего пиршества малого бизнеса, конечно, мало кто из сокращенных в бизнес пойдет, кто пойдет, тот вылетит (раньше надо было начинать), а технопарк за месяц не создашь. Самое умное, что могут сделать федералы и иже с ними, - дать денег этим людям на обустройство один раз, чтобы уже впредь забыть о проблеме. Министр Татьяна Голикова уже заявила, что денег на 5 тыс уволенных пенсионеров даст (а могла бы и не дать, наверное).

Самое глупое - притянуть профессиональных "диалектов" из Роструда, миграционной службы, МВД, профсоюзов и, не побоюсь этого слова, РПЦ, которые, как софисты из комедий Аристофана, легко докажут, что менеджеры АвтоВАЗа "погорячились", а сейчас не время "горячиться", "надо сплотиться и двигаться к единой цели" и т.д. Тем более, что нервишки уже заиграли: Голикова говорит, что ВАЗ постоянно называет разные цифры, а официальной бумаги о 31 тыс чел нет, ГАЗ отозвал свое заявление об увольнении, но потом с сайтов пропала новость о том, что отозвал, и планы ГАЗа остаются непонятными. Далее - прогнозирую - приказ о сокращении будет признан незаконным (недаром его отправили на проверку в прокуратуру), и гнойник, который мироточит не одно десятилетие, останется окормлять отечественную экономику.

Если бизнес вынесет шантаж, да спасется. Если спасует, как вы догадываетесь, не спасется. Беда лишь в том, что бизнеса-то в этом деле вообще мало: менеджеры ВАЗа - те же чиновники.

Продажи легковых автомобилей в РФ