28.09.2009 00:50

Легкое дыхание начальства

Теперь у госавтоинспектора нет права отстранять от руля пьяных прокуроров и депутатов

Всем автолюбителям теперь стоит проявлять еще большую осторожность на дороге. У ГИБДД могут отобрать право отстранять от руля нарушителей, пользующихся иммунитетом.

С 1 сентября вступил в силу административный регламент о работе дорожно-патрульной службы. Сразу после опубликования этого документа в его адрес посыпались замечания от самого главного ведомства в области соблюдения законности. Более того, Генпрокуратура потребовала, чтобы действия некоторых пунктов были приостановлены и переработаны. Речь идет о статьях, в которых расписаны все действия сотрудников ДПС, если они остановили нарушителя, который пользуется иммунитетом. А это - сенаторы, депутаты, дипломаты, судьи, прокуроры и следователи прокуратуры. Примечательно, что первая редакция административного регламента была вывешена на сайте МВД почти два года назад. В обсуждении приняли участие все заинтересованные лица. После внесения поправок он снова был опубликован. Свои претензии сняли даже правозащитные организации. Их замечания были учтены в полной мере.

Министерство юстиции утвердило регламент.

Казалось бы, какие еще могут возникнуть вопросы? А у прокуратуры они возникли. МВД даже обратилось за поддержкой депутатов и поучаствовало в специальных парламентских слушаниях по этому вопросу. Но поддержки так и не нашло. Еще бы, ведь депутатов оспариваемые требования тоже касаются. Они ведь тоже пользуются иммунитетом.

К сожалению, со стороны это приведение документа в соответствие с законами воспринимается как восстановление привилегий. Генпрокуратура отказалась давать какие-либо комментарии и разъяснения по данному вопросу.

Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин рассказал корреспонденту "РГ", что прокуратура ссылается на 42-ю статью закона о прокуратуре. В ней говорится, что "любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры". Также не допускаются "задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления". Формулировки довольно размытые и трактовать их можно как в одну сторону, так и в другую. Что считать "проверкой"? Действия по обеспечению безопасности других граждан прямо предписаны законом. Отстранение от управления пьяного водителя - это меры обеспечения. Относятся ли они к расследованию? Не имеет право инспектор возбуждать дело и оформлять документы - не надо.

По действующему регламенту, если инспектор остановил нарушителя и тот предъявил ему соответствующее удостоверение, но у инспектора есть основания предполагать, что водитель пьян, то инспектор должен отстранить такого автомобилиста от управления. И предложить пройти либо освидетельствование на алкогольное опьянение, либо отправить на медицинское освидетельствование. Инспектор не имеет права возбуждать даже административное дело, но доказательства собрать обязан. И после этого передать все материалы в прокуратуру или в то ведомство, которое этим обязано заниматься.

Что будет сейчас? У инспектора остается два варианта: либо отпустить остановленного с миром, либо сообщать выше по инстанции. А если сверху решат, что привилегированного нарушителя нужно задержать, то инспектор становится заложником ситуации и козлом отпущения. Он не может провести освидетельствование, соответственно, у него нет доказательств, и его потом могут обвинить в превышении должностных полномочий.

По словам Владимира Кузина, в его департаменте приняли все указания прокуратуры к действию. И сейчас готовят поправки в административный регламент. Надо сказать, что на данный момент никаких приказов и указаний инспекторам, как действовать при встрече с ВИПами, еще нет.

Комментарии

Вячеслав Лысаков, лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора":

- Если административный регламент не соответствует закону о прокуратуре, то надо менять закон о прокуратуре. Поскольку именно закон о прокуратуре не соответствует Конституции, по которой государство должно защищать безопасность наших граждан. Ситуация, когда пьяный водитель, имеющий особый статус, отпускается на дорогу и инспектор может лишь написать рапорт по поводу этого случая, - недопустима. На дорогу выпускается прежде всего водитель, независимо от его ведомственной принадлежности, представляющий опасность для всех остальных участников. Административный регламент решал эту вопиющую ситуацию.

Теперь, убедившись в том, что пьяный водитель имеет особый статус, инспектор ДПС не может применить мер обеспечения. А именно отстранить от управления и направить на медосвидетельствование. Вопрос административного производства по делу не столь принципиален. Пусть это будет особый порядок, пусть прокуратура или суд занимается этим делом. Под видеозапись, с вызовом на место дежурного прокурора или дежурного судьи, но водитель, представляющий опасность для всех, должен быть отстранен от управления. Прокуратура, опротестовав это положение административного регламента, фактически настояла на том, что лица, представляющие прямую опасность для жизни и здоровья других участников дорожного движения, могут находиться за рулем пьяными, не подвергаясь никаким мерам. Это касается, кстати, и других грубых нарушений дорожного движения.