"Рено" и российское правительство помогут АвтоВАЗу выйти из кризиса
Вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов провел заседание комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики. Обсуждали, как помочь российскому автопрому, который суммарно задолжал уже 100 млрд рублей. Проблемы урегулирования долга "будут решаться в совокупности с проблемами развития", - констатировал Шувалов после заседания. В частности, нужные средства будут привлекаться посредством заемного капитала, также будут предоставляться госгарантии.
На комиссии решили создать рабочую группу по развитию отечественного автопрома во главе с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной и министром промышленности и торговли Виктором Христенко. Она должна будет выработать варианты оздоровления отрасли вместе с банкирами и представить их 10 ноября на следующем заседании комиссии. Затем, в декабре, пути выхода из автокризиса будут рассмотрены уже на заседании правительства. Как заявил Шувалов, "наш горизонт - до 2020 года". По его словам, ставка будет сделана на концерны АвтоВАЗ и ГАЗ как отечественных лидеров в отрасли, подразумевая не сборочное производство, а полный цикл. К примеру, ГАЗ урегулировал свои сложности с банками и, по словам Шувалова, получит госгарантии уже на днях. Всего этот автоконцерн должен кредитным учреждениям 39 млрд рублей.
Шувалов также подвел итоги переговоров иностранных автоинвесторов с руководством Белого дома, которые прошли накануне. Все зарубежные инвесторы заинтересованы в отечественном рынке, несмотря на снижение продаж. "Это вынуждает их корректировать свои планы, но они устраняться от конкуренции не собираются", - прокомментировал первый зампред правительства. Объем производства иностранных автомобилей в 2009 году составит порядка 1,39 млн машин - это сильный спад по сравнению с показателями прошлого года. Но, по словам Шувалова, иностранцы считают, что у российского рынка огромные перспективы, и не хотят отдавать его конкурентам.
В частности, французская компания Renault готова продолжать инвестиции в АвтоВАЗ, а также делиться нужными технологиями. Сколько именно французы готовы вложить в концерн, пока неизвестно. Шувалов говорит, что ясность появится после "необходимой оценки". Оценка, по словам первого вице-премьера, будет осуществляться "прозрачно", чтобы и АвтоВАЗу, и правительству было понятно, в каком объеме и какие технологии предоставляются французской стороной и на сколько увеличится капитализация российского концерна.
И хотя на родине французских инвесторов критикуют за то, что они собираются тратить деньги в России, ведь у Renault у самой финансовые трудности в результате экономического кризиса, в Москве уверены, что они сдержат слово. Шувалов считает, что покупка французами 25% акций АвтоВАЗа была "стратегически верным и оправданным" шагом. Глава Сбербанка (крупнейшего кредитора АвтоВАЗа) Герман Греф добавляет, что "такие компании, как Renault, не бросают слов на ветер" - то есть помощь будет, и в необходимом объеме. По его мнению, уже заявление о готовности вкладывать средства в АвтоВАЗ очень важно в условиях кризиса. Он убежден, что от инвестиций они не откажутся, потому что уже вложили в концерн 1 млрд долларов. Кроме того, российское правительство уже выделило АвтоВАЗу 25 млрд рублей и готово дать еще 12 миллиардов, добавил Шувалов.
"Представители Renault подтвердили, что предоставят всю необходимую информацию, опыт и персонал, займутся организацией работ по высвобождению персонала", - говорит он. Первый зампред правительства отдельно остановился на слухах о возможных сокращениях штатов российского автогиганта. "Любые сокращения, о которых сейчас говорят, это неточная информация, - заметил он. - Это, скорее, некие разговоры, спекуляции". Понятно, что сокращения будут, но сколько людей будет уволено, точно сказать нельзя. Возможные масштабы сокращения не согласованы и будут обсуждаться в четверг в Тольятти, куда Шувалов приедет вместе с другими правительственными чиновниками. Но даже потеряв привычную работу, автовазовцы не останутся без государственной помощи: специально для них появятся новые программы занятости. "Будут продуманные программы, - заверил первый вице-премьер. - Никто без того, чтобы обсудить предварительный план с работниками и предоставить им новые возможности, сокращение проводить не будет".