На ТВ вышла серия фильмов о спецслужбах и "холодной войне"

Двухсерийный фильм "Прерванный полет Гарри Пауэрса" недавно прошел на Первом канале с весьма высокими рейтингами (доля 18).

Запомнилась зрителям и картина "Счастье разведчика", герой которой легендарный Герой России Алексей Ботян - прототип майора Вихря.

Объединяет эти работы то, что у них - одни авторы: режиссер и продюсер Александр Иванкин, продюсер Майя Тоидзе. Обозреватель "РГ" встретилась с ними на студии "Артель" и попросила подробнее рассказать про цикл о разведчиках и других работах.

Вызов на "Поединки"

Александр Иванкин: На Первом канале сейчас идут два наших цикла. Мы начали работу над ними в прошлом году. Первый называется "Поединки" - это 10 картин. Он посвящен выдающимся деятелям советской и российской разведки. Мы работаем над ними вместе со Службой внешней разведки РФ (СВР).

В будущем году СВР исполняется 90 лет. И до сих пор не было ни одного художественно-публицистического фильма, в основе которого были реальные персонажи и факты. Есть картины, и среди них очень хорошие, которые лишь частично основывались на фактах, но в основном базировались на выдуманных историях.

Когда появляется картина с выдуманными персонажами, их наделяют любыми чертами и привычками. Мы же имеем дело с реальным человеком. Например, вот иллюстрация, которая хотя и не имеет отношения к циклу "Поединки", но говорит о проблеме. После демонстрации картины "Прерванный полет Гарри Пауэрса" дочка Хрущева, Рада Никитична, сказала:

- Хрущев очень близок к тому, каким был отец. Гораздо ближе, чем то, что делали другие. Но это - все еще не он.

Ботян, Абель, Воскресенская и другие

Российская газета: Можно назвать конкретные имена героев цикла "Поединки"?

Иванкин: Первая из десяти картин уже была в эфире. Вторая выйдет в октябре. Первая рассказывала о Герое России Алексее Ботяне.

РГ: Более того, была большая презентация этой работы в "Российской газете" с участием вашим и самого Ботяна.

Иванкин: Да. Мы стараемся делать фильмы о тех людях, которые оставили заметный след в истории разведки и сами по себе были крупными личностями. Сейчас готова картина о Рудольфе Абеле - он же советский разведчик Вильям Фишер, который взял себе этот псевдоним. Идет работа над фильмом об Иосифе Григулевиче, о Зое Воскресенской, которая работала в Швеции, Норвегии и готовила вместе с легендарным Павлом Судоплатовым партизанские отряды во время Второй мировой войны. Еще один наш герой - Александр Коротков, специалисты называют его "королем нелегалов". Он самым выдающимся образом проявил себя и во время Второй мировой, и после. Кстати, Коротков - единственный нелегал в советской разведке, который присутствует в хроникальных кадрах. И случай уникальный, и хроника сама по себе тоже. На этих кадрах он запечатлен стоящим за Кейтелем в момент подписания акта о капитуляции Германии.

Могу назвать еще несколько человек. Это - Герой России, легендарная личность, Алексей Козлов. Ему удалось сделать многое из того, что вообще редко кому удается. Это - Герой Советского Союза Геворк Вартанян, который, будучи еще совсем молодым, работал вместе со своей будущей женой Гоар в Тегеране. Сейчас они очень известны. Уже не тайна, что им удалось сделать, и об этом писала, кстати, "Российская газета". Группа Вартаняна сыграла большую роль в том, чтобы в Тегеране не состоялась нацистская операция "Длинный прыжок" - уничтожение Сталина, Рузвельта и Черчилля.

.

Возможно, будет фильм о Павле Судоплатове. Это, пожалуй, самая сложная и интригующая фигура в истории российских спецслужб. И, для того чтобы сделать картину о нем, нужно будет приложить максимальные усилия.

Сделав этот сериал, я хотел бы продолжить работу над образами разведчиков. Выдающихся персоналий в российской разведке много. Результаты, которых они добивались, в значительной степени повлияли на развитие мировой истории.

Кстати, на основе проверенных и перепроверенных данных, поступающих от спецслужб, политические деятели достаточно часто принимают те или иные решения

Например, на основании анализа разведданных спецслужб США и Великобритании, тогдашние руководители этих стран приняли решение о том, что в СССР надо прекратить поддержку Горбачева.

РГ: Как вы выходите из ситуации, когда нужно показать самое значительное про человека, а вы не можете, потому что эта информация засекречена.

Иванкин: Возьмем, к примеру, историю Геворка Вартаняна. Он почти 50 лет провел за границей. Работал в большом количестве стран. Но то, что нам известно, известно только о трех военных годах. Все остальное - засекречено. И будет ли когда-нибудь рассекречено?

РГ: Где же грань дозволенного?

Иванкин: Приходится, рассказывая о человеке, извлекать максимум из того, что мы имеем право показать, не нанося ущерба национальной безопасности страны. Например, концентрировать внимание зрителей на чертах характера, которые помогают ему побеждать. В нескольких эпизодах мы пытаемся рассказать о всей жизни. Кроме того, есть такие приемы, которые дают возможность намекнуть на то, что человек делал, не показывая этого открыто.

"Горячие точки" "холодной войны"

РГ: Фильм о Пауэрсе - он не относится к серии фильмов "Поединки", о которой мы говорим. Расскажите, пожалуйста, о втором цикле.

Иванкин: Второй сериал, что мы запустили, объединен общей темой: "Холодная война". Тоже восемь-десять фильмов. Пока мы договорились с Первым каналом о четырех, которые будут сделаны в будущем году. Два цикла, над которыми мы работаем, будут идти параллельно.

Так вот, и в "холодной войне" были свои "горячие точки". В любой момент из противостояния России и США "холодная война" могла перерасти в ядерную. Часть из таких эпизодов известна, часть - нет, потому что обе стороны были заинтересованы в том, чтобы скрыть их. Из известных случаев, которые получили достаточно мирное разрешение, могу назвать следующие: Корейская война, где принимали участие и СССР, и США. Американцы думали применить атомное оружие, а Мао Цзэдун предлагал то же самое сделать Сталину. Берлинский кризис: в 1961 году в ГДР была вынуждена построить Берлинскую стену вокруг Западного Берлина. Американцы решили ее снести. Знаменитое Берлинское "танковое противостояние" - один из острейших эпизодов в "холодной войне", когда на расстоянии от 50 до 100 метров на прямой наводке стояли танки, в стволах - снаряды. Опаснейшая ситуация: нервы танкистов могли не выдержать в любой момент! И война могла начаться без приказа свыше.

Конечно, это знаменитый "Карибский кризис", который в равной степени и исследован, и неизвестен. Американские ситуации, когда Кеннеди приходилось балансировать на острие бритвы, у нас малоизвестны. Впрочем, как и то, что происходило в Москве в Политбюро. Обе стороны, надо сказать, достойно вынесли это испытание. Случись такое лет на десять раньше, все могло бы закончиться по-другому.

Было множество менее значительных, но тем не менее очень опасных кризисов. Например: Суэцкий кризис 1956 года. Тогда Хрущев вынужден был пригрозить Западу ядерными ракетами средней дальности, если они не прекратят агрессию против Египта. И это сработало: война прекратилась в 24 часа - небывалый случай в истории. Дальше, "Шестидневная война" 1967 года, когда израильские войска были в 60-70 километрах от Каира. Тогда советская сторона тоже была вынуждена прибегнуть к определенным угрозам. И американцы быстро среагировали. Хотя и там были опасные моменты. Советской военной техники в Египте тогда было уничтожено не намного меньше, чем 22 июня 1941 года. Это все тоже малоизвестно.

Скоро на экране

Пытаться соответствовать

Владимир Нахабцев, режиссер фильма про Абеля:

РГ: По какому принципу вы выбирали актеров, скажем, Юрия Беляева на роль Абеля?

Нахабцев: По тому, что, во-первых, он - прекрасный артист. Во-вторых, похож на Абеля внешне. Его психофизика, органика соответствуют образу Абеля. Когда в 1971 году Абель умирал на Каширке, то его последние слова были обращены к дочери. Он сказал ей: "Помни, что мы - немцы". А они были немцами по крови! Действительно, некие дотошность, занудство, в хорошем смысле этого слова, у него были.

РГ: Вы, как режиссер, понимаете, что Абеля в художественном кино нам до сих пор не показывали. И люди будут воспринимать этого человека в основном по фильму, который вы сняли?

Нахабцев: Да. И поэтому чувствую большую ответственность. Абель присутствовал на экране лишь в небольшом куске кинохроники, предваряя фильм "Мертвый сезон". Так что для нас самым главным было - пытаться соответствовать фигуре.