Игорь Шувалов рассказал о будущем АвтоВАЗа
Первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов провел на АвтоВАЗе совещание, посвященное стабилизации социальной обстановки на заводе и в городе. Кардинальных рецептов выхода из кризиса высокопоставленный визитер не предложил, однако твердо пообещал сохранить большую часть трудового коллектива.
После заседания Шувалов сообщил журналистам о своих впечатлениях от общения с сотрудниками завода. По его словам, обеспокоенность заводчан в первую очередь связана с отсутствием информации о том, кто попадет под сокращение:
- Они получают большое количество различной информации, придуманных историй о том, что будет происходить с численностью предприятия. Это вранье, никаких массовых увольнений не планируется.
По словам Шувалова, решения о предстоящих сокращениях будут приниматься совместно с правительством, а не единолично руководством завода. Напомним, что в сентябре АвтоВАЗ официально сообщил сначала о сокращении пяти тысяч человек, а затем еще 27,6 тысяч человек.
Вице-премьер заявил, что сокращения в основном будут идти за счет пенсионеров и работников предпенсионного возраста. При этом им всем на два года будет предложена временная работа, связанная с подготовкой площадок автозавода под новые мощности. По истечении этого времени уже сам АвтоВАЗ сможет предложить уволенным новые рабочие места.
Надежды на их появление Шувалов в первую очередь связывает с иностранными акционерами завода - концерном Renault-Nissan, которые, по его словам, готовы предоставить для развития АвтоВАЗа собственные технологии. Предполагается, что они будут оценены по прозрачной схеме и внесены в капитал ОАО.
Кроме того, как отметил Игорь Шувалов, губернатор Самарской области Владимир Артяков предоставил на рассмотрение в правительство РФ ряд предложений о трудоустройстве работников автозавода на других предприятиях Тольятти, как новых, так и уже имеющихся.
Сенатор от Самарской области Валерий Парфенов, присутствовавший на совещании, сообщил "РГ", что о готовности трудоустроить сотрудников АвтоВАЗа уже заявили предприятия "Куйбышевазот", "Тольяттитрансформатор", "Детальстройкомплект". Также он надеется, что Тольятти станет одним из десяти городов, в которых будет реализован пилотный проект по модернизации системы ЖКХ, что позволит предоставить сокращенным сотрудникам автогиганта еще ряд рабочих мест.
Что касается социальных объектов АвтоВАЗа, которые руководство завода просит власти взять на бюджетное содержание, то Игорь Шувалов сказал, что уже выбрано 17 таких объектов. Их обслуживание в 2010 году будет стоить муниципальному, региональному и федеральному бюджетам порядка 1,8 миллиардов рублей. Кроме того, научно-технический центр разработок АвтоВАЗа предполагается сделать дочерним предприятием завода, которое также будет дотироваться из федерального бюджета.
Накануне визита Шувалова АвтоВАЗ подвел итоги своей работы за девять месяцев. В январе-сентябре продажи автомобилей в РФ сократились на 43,5 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в материалах компании. На экспорт за девять месяцев было поставлено более 24,3 тысяч "Лад". По данным завода, за это время было произведено 202,986 тысяч автомобилей, а на предприятия внешней сборки отгружено более 30,2 тысяч автокомплектов.
По словам экс-гендиректора международной ассоциации дилеров и члена совета ветеранов АвтоВАЗа Юрия Целикова, при существующих объемах производства сокращение порядка 15-20 тысяч сотрудников неизбежно - иначе завод снова будет получить одни убытки.
- Менее 500 тысяч выпускать нерентабельно, но сокращения были бы не нужны, если бы завод работал по докризисному плану. Активизировать рынок и нарастить продажи могло бы снижение цены на "Лады" на 2-3 тысячи долларов, - подчеркнул Целиков.