21.10.2009 23:27
    Поделиться

    За год московское метро травмировало 1568 человек

    В 2008 году бригады "скорой помощи" выезжали в метрополитен к пострадавшим 1568 раз.

    По данным столичного департамента здравоохранения, это почти на 600 случаев больше, чем годом ранее. А за первые шесть месяцев этого года их уже 745. Это значит, что тенденции сохраняются.

    Это тем более удивительно, что новых опасностей в метро не появилось. Все можно было бы объяснить увеличившимся числом пассажиров. Но их в связи с кризисом как раз стало меньше... В чем же дело? Может, мы сами стали менее внимательными?

    Представитель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова вызвалась напомнить корреспонденту "РГ", где в подземке пассажиров подстерегают ловушки.

    Подземные капканы

    Мы встретились перед выходом станции метро "Смоленская". Утро рабочего дня, трудовой люд валит валом. И Мария Свиридова показала мне первую "зону риска".

    Двери. Серьезная опасность подстерегает пассажиров уже на самом входе в подземку. На моих глазах из здания станции не выходит, а буквально выпадает молодая девушка - тяжеленная створка двери, стремительно качнувшись от потока вырвавшегося из подземки воздуха, неожиданно ударила пассажирку по ногам. Через минуту эта же дверь сшибает парня. Еще через десять минут - новая жертва.

    "Такие случаи не редкость там, где входные двери - тяжеленные и без ручек - не меняли со дня основания станции, - констатирует Свиридова. - А ведь руководство метрополитена обещало: в 2007 году ни одной из них такой не останется!" Увы, на многих станциях в центре города эти "тяжеловесы" продолжают крушить пассажиров. Вперед их надо толкать с большим усилием, зато назад они летят с силой пушечного ядра. Только береги руки и челюсти! Впрочем, когда двери не деревянные, а стеклянные, как, например, на станции "ВДНХ", тоже не стоит терять бдительность. Их так мотает от ветра, что и глазом не моргнешь, как получишь по лбу.

    Турникеты. Это еще одна "зона риска". Заспешил или, наоборот, зазевался - "железные челюсти" намнут бока да и мобильный телефон в кармане (как это не раз бывало) может пострадать от удара. То ли дело на "Маяковской" или "Пражской", - говорит Свиридова. - Там высокие стеклянные турникеты, которые преграждают путь для "зайцев", а не наказывают нерасторопного пассажира".

    Эскалатор. Движущиеся ребристые ступени особенно опасны для модниц на шпильках. Ловушка между зубьями пластиковой гребенки на ступеньках будто специально рассчитана на изящный каблучок. "Мало кто обращает внимание и на желтые полосы, нанесенные по краям ступенек, - продолжает Свиридова. - Они сигнализируют, что на эти места нельзя наступать. Однако до этого еще как-то можно додуматься, хотя администрации станций следовало бы предупреждать пассажиров об этом по радио. Но почти никто не додумывается, что надо стоять так, чтобы над полосками не нависали края длинного пальто. Иначе зажует. Тогда станешь причиной кучи-малы".

    Край платформы. Неловкое движение соседа, головокружение от духоты - и легко угодить под колеса поезда. Тем более если, как на станции "Нагорной", практически не обозначена ограничительная линия. По статистике, ежегодно гибнут и получают травмы от падения на рельсы от 130 до 150 человек. Половина случаев - суициды. Остальные пассажиры пострадали по вине "третьих лиц" или из-за собственной неосторожности. Уберечь от нелепой смерти могли бы перегородки, отделяющие край платформы от подвижного состава. На их установке год назад настаивала Генпрокуратура РФ. Но руководители российских метрополитенов встали стеной - не предусмотрено нормативами.

    Двери поезда. В часы пик, когда в метро не протолкнуться, часто возникает такая ситуация - еще не все вошли в вагон, а уже звучит бесстрастное: "Осторожно, двери закрываются!"

    "Створки дверей двигаются с чрезмерным усилием и могут причинить серьезные травмы, - поясняет Свиридова. - Они не оснащены устройствами, препятствующими закрытию в том случае, если пассажир еще входит в вагон. А ведь он купил билет и имеет полное право на комфорт".

    На своей шкуре

    Организация "Общественный контроль", взявшаяся защищать права пассажиров метро, зафиксировала в метрополитене еще ряд нарушений прав потребителей, то есть пассажиров. В том числе это:

    мелкий шрифт на табло с названиями станций;

    плохое освещение на "Комсомольской";

    выщербленный пол на переходе "Парк Культуры";

    слишком тихие объявления названий станций в поездах "Русич" (очевидно, полагают, что достаточно бегущей строки, которую на самом деле могут разглядеть, особенно в толкучке, далеко не все пассажиры)...

    Метрополитен привычно ссылается на нехватку денег, чтобы устранить недостатки, отравляющие жизнь пассажирам. На самом деле многое можно исправить, не затрачивая больших средств. Но для этого надо встать на позицию пассажира, может быть, не самого здорового, ловкого и находчивого. Тогда многим пользователям метро удастся спасти здоровье или даже жизнь. Решение найдется само...

    советы

    Что делать, если вы пострадали в метро и хотите получить компенсацию за ущерб?

    1 Прежде всего надо заручиться поддержкой свидетелей случившегося, которые при необходимости смогут подтвердить, как было дело. Взять у них контактную информацию (фамилии, телефоны). Не забудьте также, что в метро установлены камеры слежения, которые могли зафиксировать обстоятельства несчастного случая.

    2 Необходимо вызвать дежурную по станции. Она составит акт о происшествии. Настаивайте на том, чтобы он был составлен в вашем присутствии. Если вы его подписали, вам обязаны выдать его копию.

    3 Должен быть вызван и дежурный милиционер. На специальном бланке УВД на Московском метрополитене надо подробно описать ситуацию. Именно по нему в течение 10 дней будет вынесено постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

    4 Если ЧП произошло по техническим причинам, пишите жалобу на имя начальника станции с требованием разобраться.

    5 В суд следует (!) обращаться, если вы хотите получить компенсацию за ущерб.

    из первых уст

    Дмитрий Гаев,  начальник Московского метрополитена:

    - Проблема действительно существует. Недаром по громкой связи в подземке пассажиров постоянно призывают быть бдительными, так как метро - опасный вид транспорта. Но давайте взглянем на это и с другой стороны. Недавно я сделал небольшой расчет. Взял статистику случаев травматизма во всем городе и отдельно - в метро. Случаи в метро умножил на 23, так как человек в подземке проводит в день в среднем час, а все остальное время - в городе. Получилось, что в метрополитене случаев травматизма в 420 раз меньше, чем в целом по Москве. Другими словами, это вообще самое безопасное место в столице. Утверждая это, я вовсе не пытаюсь сказать, что не нужно добиваться того, чтобы наше метро стало еще безопаснее. Более того, мы этим уже занимаемся. Меняем устаревшие турникеты на новые, которых можно не опасаться даже ребенку. Закупаем вагоны современных поколений, двери которых не зажимают пассажира. На эскалаторах внизу появились щеточки - почувствовав их ногой, человек понимает, что он вступает в опасную зону... Что же касается дверей, то по радио пассажиров постоянно просят: "Входя, придерживайте дверь, так как отпущенная, она может ударить входящего следом". К сожалению, многие не прислушиваются. Так что травматизм в метро - это еще и неуважение людей друг к другу.

    Подготовила Любовь Пятилетова

    Бесплатную консультацию, как защитить свои права, ущемленные в метрополитене, вы можете получить в межрегиональной организации "Общественный контроль": тел. 8-499-241-61-03.

    Поделиться