27.10.2009 00:54
    Поделиться

    Власти Тверской области не разделяют инвестиции на внутренние и внешние

    Дмитрий Зеленин - об инвестициях, управленцах и информационных технологиях

    Как должны действовать управленцы в период кризиса? Что мешает внедрению информационных технологий в регионах? Как следует строить работу с инвесторами?

    На эти и другие вопросы губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин ответил в беседе с корреспондентом "РГ".

    Экзамен для менеджмента

    Российская газета: Дмитрий Вадимович, первый вопрос - из серии "что натворил кризис": каким отраслям региональной экономики пришлось особенно тяжело, а какие сумели устоять?

    Дмитрий Зеленин: Конечно, падение мы испытали серьезное - особенно это касается машиностроительного комплекса. Было и значительное высвобождение численности работающих. Например, на экскаваторном заводе в прошлом году трудилось 2700 человек, а сейчас осталось всего лишь 700... Много заказов потеряли предприятия химической отрасли. В конце прошлого года "просела" и легкая промышленность, впрочем, здесь ситуация стабилизируется, появляются заказы.

    Подчеркну, что ситуация на многих предприятиях могла бы сложиться не столь плачевно, если бы их руководство оперативно реагировало на кризисные явления, осуществляло бы адекватные шаги. В критической ситуации некоторые топ-менеджеры не озаботились сокращением издержек: не отказывались от излишних мощностей, не задумывались о продаже неэффективной собственности. В этой ситуации приходилось вести жесткий диалог с руководителями, требовать, чтобы они "очнулись" - хотя обо всем этом им надо было думать раньше.

    Однако текущая ситуация мобилизует - об этом свидетельствует появление заказов. Например, тверское предприятие по производству комплектующих для лифтов получило заказ от Министерства обороны - небольшой, но говорящий о возможностях производства.

    Менее всего кризис затронул предприятия, занимающиеся логистическими операциями, интернет-торговлей: в регионе этот сектор довольно неплохо развит. В августе этого года открылся крупнейший в России логистический комплекс. Здесь создаются новые подразделения, идут заказы. Да и пищевая промышленность по некоторым направлениям увеличила свои объемы. Например, одно из ведущих в области предприятий хлебопекарной промышленности каждый год реализует 2-3 крупных инвестиционных проекта. Месяц назад завод запустил пятую по счету, автоматизированную линию по выработке бараночных изделий. В последние годы появились крупные производства в Ржеве, Селижарове, немало проектов находятся в стадии реализации. Причем на них требуются не только конвейерные служащие, но и специалисты высокой квалификации, знающие современные информационные, коммуникативные технологии.

    РГ: Какова сегодня ситуация на рынке труда?

    Зеленин: Если говорить об уровне безработицы: "докризисный" показатель - 4200, сейчас - чуть больше 13 тысяч человек. Этот уровень стабилизировался примерно 5 месяцев назад - и предпосылок к его увеличению нет. Ежемесячно трудоустраивается около 700-800 человек.

    Гораздо больше беспокоит меня рынок вакансий: их число ранее вдвое превышало количество безработных. Затем ситуация "перевернулась" - вакансий стало вдвое меньше, чем соискателей. Тем не менее за последнее время удалось выправить ситуацию: число вакансий выросло с 6 до 9 тысяч. Этого все равно недостаточно, хотя в сравнении с общероссийскими показателями ситуация выглядит удовлетворительной. Нам необходимо работать здесь над снижением напряженности на рынке труда и дальнейшим увеличением количества вакансий. Ситуация неровная: в некоторых муниципалитетах все относительно благополучно, а в иных вакансий в 5-7 раз меньше, чем требуется.

    Многое зависит от активности руководителей предприятий. Некоторые из них просто перестали контактировать со службами занятости. А при этом дефицит квалифицированных кадров - к примеру сварщиков, монтажников - никуда не исчез. А пассивная позиция предприятий в конечном итоге приводит к "вымыванию" подобных вакансий. Есть потребности в работниках бюджетной сферы. Требуются люди на временные работы. Вот резервы. Если же они не задействованы, следует говорить о неэффективной работе глав муниципальных образований.

    Стараемся развивать и малый бизнес. Благодаря программе развития малого предпринимательства за последние 6 месяцев создали свои предприятия около 500 жителей области. Все они прошли бесплатное обучение в органах занятости. Но работа отлажена не везде. Где-то не хватает информации, где-то сильны административные препоны. Работаем - и с главами, и с самими бизнесменами: в частности, предлагаю им самим сообщать о проблемах - им известен номер моего мобильного телефона.

    Мы субсидируем часть процентной ставки предприятиям, занимающимся техническим перевооружением

    РГ: Звонят?

    Зеленин: Звонят нечасто, но СМС-сообщения получаю регулярно. При необходимости - реагирую. СМС - реальная и действенная форма общения, в том числе с властью.

    Золотая миля

    РГ: Если речь зашла о коммуникациях... Сегодня предъявляются серьезные требования по созданию информационного общества. В Тверской области, насколько известно, программы по информатизации последовательно развиваются, свидетельством чему стал посвященный этой проблеме экономический форум, прошедший в Твери летом нынешнего года...

    Зеленин: Если мы говорим об общении, о мобильности населения, о вовлечении его в информационное пространство, необходимо много сделать уже сегодня. В частности, перейти к широкополосному Интернету в образовательных учреждениях: нынешние скорости передачи информации никакой критики не выдерживают. Нужно принимать и закреплять единые стандарты, чтобы они служили целью, своего рода вызовом. Мы создаем базис: до каждого районного центра доведено 10 гигабит - это существенно, я считаю. Задача - протянуть сеть с мощным информационным потоком в каждую базовую школу, в офисы врачей общей практики, в сельские библиотеки. Конечно, это огромные затраты, финансирования только из регионального бюджета не хватит. Необходима поддержка Федерации. Особенно это касается небольших сельских поселений, отдаленных районов. В крупных городах и райцентрах мы справляемся своими силами. Но проблема "последней мили" существует.

    Информатизация - это ведь не только линии связи. Необходим контент: обучающие, образовательные, управленческие программы. Здесь мы находимся только в начале пути. В частности, ведем работу по созданию такого рода программ на базе областной библиотеки имени Горького, которой в этом году - 150 лет.

    РГ: Современные коммуникации позволяют вести диалог с властью. "Тотальная информатизация" расширяет эти возможности, на это нацелена идея электронного правительства.

    Зеленин: Надо определиться: что такое электронное правительство в конечном его выражении? Наличие компьютера у чиновника? Он у него уже есть. IP-телефония? И это скоро будет. Но набор "технологических аксессуаров" - всего лишь инструменты. Необходимо введение единых стандартов. Это - ключевое понятие: стандарты архивирования, передачи информации, общения и так далее. Пока этого нет, мы будем продвигаться мелкими шагами. Простой пример: сегодня регионы вводят социальные карты для льготников. Однако единой межрегиональной платформы здесь тоже не существует. А ведь социальная карта подразумевает, чтобы ее обладатель получал определенный набор услуг в любом регионе. Без стандартизации не обойтись.

    Откуда идут деньги

    РГ: Если вернуться к докризисным показателям, можно увидеть, что область в последние годы пережила своего рода инвестиционный бум: здесь действуют компании с мировым именем, появились и "внутренние" инвесторы. Что для вас более важно стратегически: привлечение в экономику "раскрученных" компаний или же поддержка своих, доморощенных?

    Зеленин: Дело не в брендах. Первичны экономические критерии: заказы, рабочие места, налоги. Инвесторы хороши, если они приносят доход бюджету. Разделять инвестиции на внутренние - внешние, российские - зарубежные не следует. Мы готовы поддержать всех собственников, способных эффективно работать, развивать действующие производства или строить новые.

    РГ: А в чем заключается поддержка?

    Зеленин: В частности, мы субсидируем часть процентной ставки по инвестиционным кредитам предприятиям, занимающимся техническим перевооружением, модернизацией производства. Поддерживаем и "новых" инвесторов. Как и в других регионах, мы законодательно закрепили возврат им части налогов, выплаченных в областной бюджет. Есть и формы персонального администрирования. В этом направлении активно работаем с российскими компаниями: деревообрабатывающим производством в Торжке, полиграфическим комбинатом... Оказываем содействие в получении кредитов.

    РГ: Как обстоят сегодня дела в индустриальных парках?

    Зеленин: Парк "Редкино", индустриальные зоны "Боровлево-1" и "Боровлево-2", индустриальная зона в Кимрах развиваются благодаря крупным инвесторам. В частности, в Кимрах обосновалось предприятие авиационного холдинга, в "Редкино" активно развивает мощности финская компания, производящая стройматериалы, в Боровлево - логистические склады, полиграфкомбинат, компания по расфасовке кофе. Но примерно треть компаний в наших индустриальных зонах пока не вышли на строительные площадки - кризис помешал. Впрочем, они не отказываются от своих намерений работать в Тверской области.

    РГ: А что с туристическими проектами?

    Зеленин: Это одно из основных направлений нашего развития. Кстати, согласно данным официальной статистики, в прошлом году по количеству туристов мы обошли Владимирскую область, традиционно привлекающую большое количество гостей. Наш регион посетили более 2 миллионов туристов. Тогда же мы запустили около двух десятков проектов в этой сфере, за нынешний год к ним прибавится еще 12. Мы разделили область на 7 туристических зон, каждая из которых брендируется отдельно: Селигер, Вышний Волочок и так далее. За три последних года при поддержке региональной власти в строй введено 22 объекта. По этому показателю мы занимаем третье место в ЦФО. Наша задача - развивать инфраструктуру туристического бизнеса: придорожный сервис, гостиницы, сувенирные мастерские. Отдельное направление - продвижение туристических возможностей региона на российском и международном рынках. А вообще, Тверская область сама по себе бренд. И наша задача - сделать регион еще более привлекательным. Во всех отношениях.

    Поделиться