Почему Госдума не может принять закон об обязательной замене шин на зимние и летние
В Госдуме лежит законопроект, в котором предлагается наказывать водителей за несвоевременную смену шин. В нем даже обозначены четкие сроки перехода с зимних покрышек на летние и обратно.
Буквально на днях требования этого законопроекта показали свою актуальность.
Пятая за этот месяц авария, в которой "главную роль" сыграл пассажирский автобус, произошла в Оренбургской области. На трассе Подгорный-Медногорск опрокинулся в кювет автобус "ПАЗ", в котором находились 27 человек. Госпитализированы 12 пассажиров, в том числе два ребенка. По предварительной версии, причиной ДТП стало обледенение трассы.
А под Красноярском подобная авария закончилась трагедией. Там занесло рейсовый автобус, следовавший из Енисейска. Машина тоже "поскользнулась", выехала на полосу встречного движения, сбила дорожное ограждение и перевернулась в кювете. В результате четыре человека погибли, еще 18 получили травмы.
По некоторым данным, водители автобусов своевременно не заменили летнюю резину на зимнюю. И гололед застал их врасплох.
Еще в начале года депутат от "Единой России" Анатолий Иванов внес в Госдуму законопроект, который определяет дату замены покрышек на соответствующие сезону. Он предусматривает наказание за использование автовладельцами несезонной резины. По мнению автора документа, если законодательно установить дату перехода с летней резины на зимнюю, и наоборот, заметно снизится число аварий.
В пояснительной записке к документу говорится, что управление в холодное время года автомобилем с летними шинами сопоставимо с ездой на машине с неисправными тормозами. Ни для кого не секрет, что на заснеженном или обледенелом асфальте коэффициент сцепления с дорогой у летних шин значительно снижается.
Предлагается запретить эксплуатацию транспортных средств, не оборудованных зимними шинами, с 1 декабря по 1 марта. Но все остальное время водители обязаны ездить на летней резине. Потому что шипы наносят серьезный вред асфальту. И именно они виновники колейности на дорогах, утверждают авторы законопроекта.
Их мнение в этом вопросе поддерживает и столичный градоначальник Юрий Лужков. Он даже в собственном законопроекте предлагает ввести налог на шипованную резину и предлагает запретить использование шипов с 1 мая по 30 сентября.
В этих проектах исключение сделано лишь для автомобилей, зарегистрированных в районах Крайнего Севера и других регионах, где даже летом среднемесячная температура может быть ниже +7 градусов.
Учитывая большую площадь России и разнообразие климатических зон, невозможно установить единые даты перехода для всей страны. А потому Иванов предлагает предоставить российским регионам право самостоятельно устанавливать ограничения на эксплуатацию транспортных средств на зимней или летней резине.
Согласно законопроекту нарушение норм использования "правильных" покрышек повлечет за собой административное наказание. Правда, автор проекта не указывает, какое именно.
Казус в том, что в нашем законодательстве не прописано, что считать зимней резиной, а что летней. Если судить по наличию или отсутствию шипов, то можно очень сильно ошибиться. На рынке существуют зимние нешипованные покрышки, которые практически ни в чем не уступают своим шипованным собратьям. А есть и так называемые всесезонные шины. А еще - внедорожная резина, которую вообще непонятно, к какому классу можно отнести.
Если для Крайнего Севера сделано исключение, то как быть с югом? Например, в Сочи в течение всей зимы может не выпасть ни снежинки. А местным автомобилистам придется переобувать своих железных коней и шлифовать сухой асфальт шипами?
Владимир Кузин, заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России:
- Когда законопроект появился, мы дали на него отрицательный отзыв. Сейчас его судьба нам неизвестна. Но мы не видим смысла в таком законе. Однако ввести эти нормы можно постановлением правительства - поправками в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Необходимо также повысить ответственность руководителей предприятий и конкретных исполнителей за техническое состояние транспорта. Если по нормативам положено проводить какие-то регламентные работы, а их не провели, вероятно, следует спросить по всей "цепочке" - от техника и водителя до главного инженера и директора. Кстати, законодательством предусмотрена уголовная ответственность за халатность.
Размеры зимних шин стоит выбирать из тех, что рекомендованы автопроизводителем. Как правило, производитель рекомендует более узкие, но более высокие. Некоторые требуют сохранять одинаковую размерность и для летних, и для зимних шин. Если зимой поставить широкую резину, то пятно контакта колеса с дорогой увеличится. Но при этом масса автомобиля распределится таким образом, что сцепление шины с поверхностью дороги уменьшится. А поэтому машина будет вести себя на льду, как та же корова.
При выборе шин, наиболее подходящих сезону, автомобилю и манере вождения, необходимо правильно расшифровывать аббревиатуры на продукции.
Буквы M+S ("грязь+снег") обозначают всесезонность. Это же означают AS ("все сезоны") и AW ("любая погода"). Надпись WINTER указывает на то, что шины зимние. AQUATRED или AQUA CONTACT - дождевые шины. Кроме того, многие производители вместо надписей наносят рисунки, изображающие солнце, снежинку, дождь и тому подобное.
Размеры шины указываются следующим образом: 185/60 R17. Первое число - ширина шины в миллиметрах. Второе - отношение высоты профиля шины к его ширине. Обозначение R - радиус колеса.