Целый год понадобился, чтобы устранить последствия аварии, которая произошла в сентябре прошлого года.
Авария, остановившая работу ускорителя более чем на год, случилась уже через девять дней после его запуска. Причиной поломки стал дефект в одном из контактов сверхпроводящих магнитов. Вначале казалось, что понадобится совсем небольшой ремонт. Однако все оказалось куда серьезней.
- Создателям БАКа пришлось внести в конструкцию немало усовершенствований, - сказал корреспонденту "РГ" координатор участия российских институтов в проектах БАК, доктор физико-математических наук Виктор Саврин. - Самое главное, что существенно повышена чувствительность всех систем контроля за температурой, сопротивлением и давлением. Это позволит значительно раньше фиксировать любые отклонения от нормы, а значит, предотвращать аварии в самом начале. Ремонт обошелся в кругленькую сумму - около 50 миллионов евро.
Проверки БАКа начались после того, как в середине октября инженеры закончили охлаждение всего 27-километрового кольца до температуры минус 271,3 градуса. В ускоритель были запущены пучки протонов, которые пробежали по контуру несколько километров.
Ожидается, что проверки завершатся к 19 ноября, когда протоны пробегут по всему кольцу ускорителя. Конечно, испытания пройдут в щадящем режиме, на энергиях, вдвое меньших максимальных. Если коллайдер не даст сбоев, эксперимент продолжится без перерыва на зимние каникулы. Ранее предполагалось, что ученые и инженеры во время рождественских и новогодних праздников будут отдыхать, а повторный запуск коллайдера состоится в феврале 2010 года. Но сейчас все согласились, что отдыхать уже некогда.