Завершается официальный визит президента РФ в Сингапур.
Город сияет и переливается огнями, пытаясь предложить всем гостям все самое лучшее. Правда, из-за многочисленных делегаций, высадившихся на остров размером с Москву, даже образовались уличные пробки.
Здесь сочетается, казалось бы, несочетаемое - идеология фэн-шуй мирно соседствует с электронными штучками. Но ни от одного, ни от другого сингапурцы явно не собираются отказываться.
Они с удовольствием демонстрируют электронные новинки - платежные терминалы, с которых можно не только проводить финансовые операции, но и записываться на прием, получать справки и многое другое, правда, опять же не забывая, как надо расставлять терминалы по фэн-шуй, чтобы деньги прибывали. Здесь все так - падающая вода из фонтана сверху вниз, чтобы денег было много, и окна в виде банковских купюр, и здания в виде развевающихся парусов, все для одного - привлечения средств. Да и идея электронного правительства, внедренная в этом государстве, для этого же - счастливой жизни сингапурцев.
Прилетевший в составе российской делегации, возглавляемой президентом России Дмитрием Медведевым, министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев после того, как принял участие во встрече глав государств и правительств стран - участниц форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", отправился знакомиться с тем, что удалось сделать его коллегам. Конечно, это не Россия с огромной территорией и значительно большим населением, чем здесь, но все же иногда приятно удивиться.
Да сначала и было чему. Электронное правительство в Сингапуре - это не химера. За прошедшие почти тридцать лет сингапурцам удалось перевести в электронный вид более 1600 услуг. К слову сказать, у нас с 2002 года каждый год "Электронная Россия" признавалась неэффективной, и уж никому и в голову не приходило спрашивать о каких бы то ни было электронных услугах.
А сингапурцы в этом электронном мире живут давно. Страна сегодня занимает первые позиции в мире по уровню зрелости электронного правительства. Однако для этого им пришлось пройти немалый путь. В 1980-1985 годах был реализован первый национальный план компьютеризации, во время которого в автоматизированный вид переводилась отчетность и создавались процедуры обработки данных. В последующие десять лет был сформирован и внедрен национальный план по информационным технологиям. Лишь к концу его реализации стало возможно предоставление статической информации на веб-сайтах, форм для скачивания, поиск информации и т.д. То есть то, что в нашей стране планируется сделать на портале госуслуг. Но до его запуска им пришлось пройти почти 20 лет. А Щеголеву отвели лишь полтора года.
В последующие три года здесь разрабатывалось предоставление ведомствами собственных сервисов - заполнение налоговых деклараций, оформление лицензий. И лишь в 2003-2006 годах закончилось создание единого портала интеграции разрозненных сервисов различных государственных организаций.
"Фактически они решали те же проблемы, что возникают и у нас. Это низкий уровень проникновения ИКТ в повседневную жизнь, незаинтересованность чиновников в новых методах работы, низкая информированность населения о возможности использования ИКТ для обращения в органы власти. Более того, в нашей стране это осложнялось еще и отсутствием на начальных этапах единой для всей России концепции формирования электронного правительства", - заметил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.
По его словам, российская программа создания портала госуслуг - амбициозная задача, и, решая ее, полезно учитывать и достижения, и ошибки тех, кто идет по пути "электронизации" уже почти 30 лет. Так, при всей разнице в масштабах стран мы уже в конце этого года запустим портал госуслуг, который будет предоставлять на первом этапе справочную информацию, но в ближайшие три-четыре года (а у Сингапура на это ушло порядка 6-7 лет) мы не только увеличим количество госуслуг в онлайн, но и пройдем оставшиеся три ступени - до полного перевода их в электронный вид, пояснил российский министр.
"Уже в следующем году любой россиянин сможет получить порядка трехсот федеральных услуг на одном интернет-портале (бланки и информацию для получения паспорта, соцпомощи, пенсий, путевок). Там будет информация о налогах - транспортном, земельном, имущественном, данные о штрафах ГИБДД, чтобы можно было спокойно выезжать за границу и знать, что у тебя нет штрафов или просроченных долгов", - сказал Щеголев.
Предоставление массовых госуслуг в режиме онлайн, по его мнению, улучшит обслуживание россиян, избавив их к тому же от бюрократических проволочек и поборов. Но министру было отчего задуматься. Очевидно, что ему предстоит одновременно решать немало задач - от повышения количества и функциональности электронных госуслуг до предоставления доступа в Интернет на всей территории страны.
Министр информации, коммуникаций и искусств Сингапура Луи Так Ю не скрывал, что секрет успеха в создании электронного правительства кроется в централизации. "Нам нужно было сделать очень многое, - сказал Луи Так Ю. - Но начали с того, что образовали экспертную группу высокого уровня, куда помимо чиновников вошли бизнесмены и инженеры". Группа изучила структуру оказания госуслуг и предложила детальный план их перевода в электронный вид, включивший изменение управленческих процессов в самих ведомствах.
Организация государственного управления в области информационных технологий в Сингапуре существенно отличается от имеющейся в России тем, что здесь создан единый центр государственной технологической политики, который отвечает за информатизацию ведомств во всем Сингапуре. В ведение такого агентства по ИКТ входят закупка, внедрение и последующая эксплуатация систем электронного правительства. Например, в министерствах отсутствуют собственные ИТ-службы - эти задачи решают подчиненные Луи Так Ю, которых у него свыше 1200. Тем самым на организационном уровне в Сингапуре исключаются межведомственные барьеры и противоречия по использованию средств ИКТ, характерные для российской системы. "Конечно, систему управления в нашей стране нельзя сравнивать с Сингапуром ни по масштабам, ни по структуре, однако определенные элементы, в частности согласование технологической политики ведомств, вводим сейчас и у нас", - сказал Игорь Щеголев.
Впрочем, у сингапурских проектов есть и неоспоримое преимущество: государство активно стимулирует реализацию проектов на основе частно-государственного партнерства. В качестве примера министр ИКТ Сингапура г-н Луи привел проект подведения высокоскоростных оптоволоконных линий доступа к Интернету во всех домохозяйствах Сингапура - из 4 миллиардов долларов государство вкладывает в проект лишь 1 миллиард долларов. Победивший на тендере консорциум обязался решить задачу на 60 процентов уже в 2010 году, а полностью - в 2013 году. "Если бы мы не пошли по этому пути, то операторы связи еще долгое время пытались бы "отбить" те инвестиции, которые они вложили в технологии предыдущего поколения, - пояснил он. - А за счет участия государства достигается необходимая эффективность проекта и возможность контролировать тарифы оказания услуг для населения".
После того как был открыт и этот секрет, стало очевидно, что удивляться Игорю Щеголеву в общем-то и нечему: с деньгами можно получить и более быстрый результат. А российский президент сегодня сможет оценить работу электронного правительства. Правда, пока только сингапурского.