Заместитель министра транспорта Олег Белозеров: Задачу повышения качества автодорог кризис не отменил
В 2009 году у Федерального дорожного агентства состоялся первый 5-летний юбилей. Об итогах работы главного дорожного ведомства нашей страны и перспективных направления развития дорожного хозяйства "Российской газете" рассказал заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров.
Олег Валентинович, более 4 лет вы руководили Росавтодором и сегодня курируете его деятельность в новом качестве. Какие главные достижения дорожников вы можете отметить?
На протяжении последних лет ключевой задачей Росавтодора была реализация подпрограммы "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". В этом году, на год раньше запланированного срока, программа завершается, и стоит отметить, что она внесла очень серьезный вклад в развитие автодорожной инфраструктуры в нашей стране.
Окончательные цифры мы увидим в конце года, поскольку во многих регионах дорожно-строительный сезон еще продолжается, но предварительные итоги ее реализации можно подвести уже сегодня. Итак: за период действия программы построено и реконструировано 22,8 тыс. км автомобильных дорог, в том числе 4,6 тыс. км федеральных и 17,9 тыс. км региональных автодорог. Выполнен капитальный ремонт 30,7 тыс. км федеральных автомобильных дорог и 96,1 тыс. км региональных дорог.
Введены в эксплуатацию несколько знаковых объектов, таких как Кольцевая автодорога и участок Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, транспортная развязка в г. Мытищи. Завершено строительство участков федеральной дороги "Колыма" в Республике Саха (Якутия) общей протяженностью 66,7 км, что позволило ликвидировать грунтовые разрывы на этой дороге. Построены первые очереди обходов городов Новосибирска и Красноярска. Важным достижением дорожников стала программа строительства внеклассных мостовых переходов, в ходе которой были построены такие масштабные объекты, как мосты через Волгу у Ульяновска, в Ярославле, у села Пристанное в Саратовской области, мостовой переход через реку Вятка в Кировской области, мосты через Оку в Калуге и в городе Муроме, а также многие другие. И, конечно, в числе достижений стоит упомянуть автодорогу "Амур" Чита - Хабаровск, строительство которой в будущем году будет завершено.
Что ждет дорожную отрасль в будущем? Как будет развиваться сеть автодорог с учетом непростой экономической ситуации?
В 2010 году мы приступаем к реализации новой программы развития автомобильных дорог на 2010 - 2015 годы. В ходе согласования программы предложенные Минтрансом России объемы дорожных работ были уменьшены более чем в три раза. Соответственно были снижены и целевые показатели программы. И, к сожалению, в связи с кризисом корректировка амбициозной программы начата уже в проекте федерального бюджета на 2010 год. Понятно, что есть объективная причина - недостаток финансовых ресурсов. Но задачу по повышению качества и протяженности сети автодорог никто не снимал, и поэтому необходимо действовать по двум направлениям - искать новые источники финансирования и повышать эффективность использования имеющихся средств.
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года в области дорожного хозяйства предусматривается поэтапное внедрение принципа платности пользования автомобильными дорогами.
Новые возможности по привлечению финансирования в дорожное хозяйство открылись с принятием законов "Об автомобильных дорогах", "О концессионных соглашениях" и с учреждением государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Почему возникла необходимость в создании новой госкомпании? Каковы будут ее основные функции?
Дело в том, что создание современных автомагистралей в стране ограничивалось не только недостатком средств. Тормозом являлась и неприспособленность бюджетного процесса к решению крупных инвестиционных задач в сфере создания общественной инфраструктуры.
Сложные бюджетные процедуры и действующий порядок госзакупок эффективны для решения текущих задач, но они не позволяют определить орган государственной власти, ответственный в полной мере и на весь период реализации проекта за решение всей задачи. Создание государственной компании позволит устранить эти недостатки.
Госкомпания будет осуществлять функции концедента при строительстве и эксплуатации платных дорог, функции заказчика при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, взимать плату за перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, вести контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог, осуществлять необходимые процедуры, связанные с резервированием земель, изъятием, кадастровым учетом и государственной регистрацией земельных участков и недвижимости для размещения автомобильных дорог.
Какие меры предпринимаются для повышения эффективности использования средств государственного бюджета?
Исследования показывают, что чем выше степень применения новых, более эффективных материалов и технологий, чем больше на наших дорогах современных машин и оборудования, тем выше протяженность участков, соответствующих нормативным требованиям. Этот вывод очевиден и для человека, не имеющего отношения к дорожному хозяйству, но проблема заключается в том, что возможности государства по стимулированию внедрения инноваций в дорожном хозяйстве очень ограничены.
Сегодня подрядчики в дорожном хозяйстве фактически не имеют заинтересованности в качественном исполнении договора, и единственный механизм обеспечения надлежащего качества дорожных работы - это постоянный жесткий контроль государственного заказчика за деятельностью подрядчика на всех этапах строительства и реконструкции объекта.
Для решения этой проблемы нами разрабатывается концепция применения долгосрочных контрактов, включающих проектирование, строительство или реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог или так называемых контрактов жизненного цикла дороги. В соответствии с этими контрактами подрядная организация будет отвечать за все этапы создания и функционирования дороги и будет экономически заинтересована в повышении качества своей работы. Ведь чем более качественно будет построена дорога, тем меньше средств в дальнейшем потребуется на ее ремонт и содержание.
Переход на контракты жизненного цикла дороги должен стать в первую очередь мощным стимулом инновационного развития отрасли.