Варшава встретила нас водяной взвесью, разлитой в воздухе. Знаменитая сталинская высот ка, где в мультиплексе "Кинотека" проходит фестиваль "Спутник над Польшей", тонет в облаках дождя. Но любителей российского кино это не останавливает.
В фойе и кафетериях дворца тепло и уютно, там поют старые советские песни, с холстов улыбаются "коты Данелии", из залов доносится шум погонь Волка за Зайцем, гостей угощают русским чаем с баранками и предлагают купить диски с русской музыкой и фильмами.
Петр Скульски - один из авторов идеи фестиваля и его организаторов - рассказал, что всерьез заинтересовался русским искусством относительно недавно. Ни фильмов, ни спектаклей из России в Польше не наблюдалось с конца 80-х: отвращение к навязанному - понятная реакция здешнего общества на экспансию советской идеологии. Вместе с женой Малгожатой Шляговской, знатоком и поклонницей русской культуры, Петр разработал программу возвращения русских в польскую повседневность. Для начала привез из Питера мюзикл, а потом привез в Польшу Ансамбль песни и пляски имени Александрова: "И вот за семь лет дружбы с этим ансамблем мы провели в Польше 124 успешных концерта!"
Так супругам пришла идея организовать в Польше и фестиваль российских фильмов, благо Малгожата наше кино отлично знала. В числе патронов фестиваля не только властные структуры, киноорганизации и университеты Польши, но и российский МИД, и минкультуры, и крупнейшие российские киностудии. Зародившись в Варшаве, к третьему году своего существования фестиваль распространился на 27 польских городов и показывает более 150 картин, советских и постсоветских. За эти десять дней здесь прошли ретроспективы Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Карена Шахназарова, работала детская секция "Малый спутник", развернуты фотовыставки и экспозиции ремесел, к параду русского кино активно подключилось польское телевидение. Представить свои фильмы приехали режиссеры Карен Шахназаров, Илья Демичев, Борис Хлебников, Борис Грачевский, Андрей Прошкин, актеры Лидия Федосеева-Шукшина, Мария Шукшина, Олег Долин, маленькая звезда фильма "Волчок" Полина Плучек. В связи с премьерой драмы "Каменная башка" прилетел Николай Валуев, который прямо у трапа самолета был так густо облеплен фоторепортерами и поклонниками, что о кино все немедленно забыли - спорт играючи положил важнейшее из искусств на обе лопатки.
Энергия столь стремительного развития фестиваля на самом деле говорит о том, что идея, посетившая Скульского и Шляговскую, витала в воздухе. И теперь это зерно активно прорастает, даже несмотря на ограниченность фестиваля в средствах. Бюджет мизерный: где-то около 150 тысяч долларов, чего едва хватает на оплату приезда и пребывания в Варшаве многочисленных русских гостей. Львиную долю бюджета покрывает польская сторона, Россия участвует минимально. Выручка за билеты, цена которых в понятном нам эквиваленте равна 150 рублям, не покроет и четверти затраченных сумм. Не забудем, что российские фильмы идут не только в восьми залах мультиплекса "Кинотека", но и еще в 26 городах - можно представить себе объем работы по тиражированию копий, изготовлению польских субтитров и организации этого многожанрового, многослойного и многолюдного предприятия.
Иными словами, от этого фестиваля не будет иных дивидендов, кроме сближения двух исторически родственных народов.
У жюри главного конкурса под председательством варшавского журналиста Яцека Хуго-Бадера, судя по его вердиктам, от богатого выбора разбежались глаза: здесь "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Волчок" Василия Сигарева, "Палата номер 6" Карена Шахназарова, "Четыре возраста любви" Сергея Мокрицкого, "Стиляги" Валерия Тодоровского, "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Петя по дороге в Царствие Небесное" Николая Досталя, "Пленный" Алексея Учителя и другие - всего 14 лент.
- Я изумлен уровнем конкурсных картин, - сказал мне член жюри кинокритик Януш Врублевски. - Практически нет слабых фильмов, все они носят глубоко индивидуальный характер, у каждого своя поэтика и свой язык. Даже в фильме, которым открывался фестиваль, - мюзикле "Стиляги", - несмотря на связь с традициями американского мюзикла, все равно чувствуются русские корни.
Я спросил Януша Врублевского, виден ли со стороны разрыв в естественной "цепи времен" и традиций, который произошел в нашем новом кино. Он этого разрыва не заметил: в фильмах чувствуется влияние мастеров класса Тарковского. Вопрос лишь в том, какие темы выбирают молодые режиссеры, как глубоко отваживаются проникнуть в суть общественных проблем.
- Я вижу огромный потенциал в новом поколении режиссеров, - сказал он. - Многие из них - Андрей Звягинцев, к примеру, - фантастически талантливы. У них есть все шансы получить известность в мире. Но надо понять, что культурная ситуация сегодня другая, и метафоричности, свойственной вашему кино, символики и эзопова языка уже недостаточно.
На церемонии закрытия фестиваля призов за вклад в киноискусство были удостоены Карен Шахназаров и Василий Шукшин. Был вручен почетный приз дебютанту в кинематографе - боксеру Николаю Валуеву. Под занавес огласило свои призы жюри. Они достались "Бумажному солдату" Алексея Германа-младшего, "Палате номер 6" Карена Шахназарова и "Волчку" Василия Сигарева. Приз зрительских симпатий определится, когда будут обработаны данные голосования во всех 27 городах, и его вручат весной 2010 года в Москве, когда там пройдет III фестиваль польского кино "Висла".