23.11.2009 00:30
Рубрика: Налоги

Ставки сделаны

Величину транспортного налога определят в регионах

Депутаты нижней палаты парламента приняли согласованный вариант поправок в Налоговый кодекс по базисным ставкам транспортного налога. Они не будут увеличиваться в два раза, как планировалось, а останутся на нынешнем уровне, установленном еще в 2003 году.

Представляя исправленный закон, сопредседатель согласительной комиссии, созданной после того, как прежний текст был отклонен Советом Федерации, первый зампред думского Комитета по бюджету и налогам Глеб Хор вновь попытался объяснить коллегам, что намерение удвоить базисные ставки было вызвано всего лишь стремлением "расширить налоговую базу регионов и тем самым наполнить региональные бюджеты". Ведь, как напомнил Хор, с транспортного налога "в федеральный бюджет не поступает ни копейки".

Впрочем, теперь парламентарии нашли другой способ решения проблемы. Они предоставили региональной власти право у себя на территории уменьшать или увеличивать утвержденную на федеральном уровне ставку в десять раз. В отклоненном законе допускалось лишь пятикратное повышение базисной ставки. "Единороссы" убеждены, что на местах будут "щепетильно и обстоятельно" пользоваться этим правом. По словам первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" Валерия Рязанского, "некоторые регионы уже сообщили, что не будут менять налоговую ставку", а если будут, то только для мощных, дорого-стоящих машин. Правда, Рязанского как председателя общественной организации Союза пенсионеров России тревожил вопрос, касающийся машин старого образца, находящихся достаточно длительный срок в эксплуатации, собственником которых, как правило, являются пенсионеры. "Главное - не допустить переложения бремени налога за автотранспортное средство с плеч богатых автовладельцев, имеющих экономичные машины, да еще и новой модификации и последнего года выпуска, на плечи пожилых людей, для которых их старенький автомобиль не роскошь, а необходимое средство передвижения", - заметил Рязанский.

Однако думскую оппозицию не удовлетворил и исправленный вариант закона.

"Разница лишь в том, что в отклоненном Советом Федерации законе ответственность за повышение транспортного налога делилась пополам, а теперь она полностью переносится на плечи регионов", - заявил Сергей Штогрин (КПРФ), добавив, что в этом случае федеральные законодатели остаются с "чистенькими руками".

За принятие новой версии закона проголосовали 312 депутатов.

Комментарий

Текст: Елена Кукол

Новый законопроект между тем уже стал объектом критики некоторых представителей региональной власти и экспертов. Утверждается, что федеральные власти просто-напросто перекладывают бремя ответственности за непопулярные решения на регионы. Утверждается, что на фоне бюджетного дефицита в некоторых субъектах новыми правами воспользуются по максимуму, и для автолюбителей в таком случае налог может вырасти в десять раз, утверждают оппоненты нового проекта закона.

Опрошенные "РГ" эксперты не разделяют эти подозрения и полагают, что в регионах сумеют найти здравое решение. До сих пор возможностями по максимальному увеличению базовой ставки - в пять раз - воспользовались только 19 регионов, и у нас нет оснований предполагать, что с принятием закона ситуация изменится, говорит председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. А если повышение и произойдет, то оно, скорее всего, будет касаться отдельных видов транспорта - большегрузных или наиболее дорогих и мощных автомобилей, прогнозирует собеседник "РГ". Но в таком случае налоговая нагрузка повысится для небольшого количества автовладельцев. По подсчетам экспертов, на автомобили с мощностью двигателя более 250 лошадиных сил сегодня приходится не более 10 процентов российского автопарка. Закон, кстати, предоставляет право устанавливать ставки в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.

По сути дела, объясняет Федоров, речь идет о повышении прав и ответственности региональных властей. На местах, признает он, ситуация складывается по-разному - в одних регионах настаивают на том, чтобы отдать им всю власть и готовы нести за это ответственность, в других, напротив, не хотят никакой ответственности и предпочитают все проблемы перекладывать на Москву. Но магистральное направление как раз состоит в расширении и прав, и ответственности. К тому же транспортный налог уходит в региональную казну. И здесь лучше знают и ситуацию в социальной сфере, и положение с бюджетом, могут просчитать, нужно ли им повышать налоги, замечает Федоров.

Накануне принятия решения "РГ" выясняла планы региональных властей в отношении повышения налога. Ставки решили не повышать в Москве, Красноярском крае, Сахалинской, Кемеровской и Ростовской областях. В 2010 году неприятностей могут не ждать и жители Санкт-Петербурга, заверял зампредседателя бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Виталий Мартыненко. "Во время кризиса это не может считаться адекватной мерой наполнения бюджета", - пояснил он "РГ". Впрочем, ранее в прессе сообщалось, что в Смольном все-таки были планы повысить налог для машин с объемом двигателя от 200 до 250 лошадиных сил, но сделать это могли с 2011 года.

Но в некоторых регионах уже приняты решения о повышении ставок: в Пермском крае - на 56 процентов, в Белгородской области - на 25 процентов, в Дагестане - в 1,5-4 раза в зависимости от мощности авто. На Кубани приняли решение выровнять "ножницы" между налоговыми ставками для физических и юридических лиц. Но, поскольку базовые ставки по новому законопроекту предлагается оставить на прежнем уровне, даже в тех регионах, где все-таки пойдут на повышение, налоговая нагрузка не увеличится драматически, уточняют эксперты. При этом практически во всех регионах предусмотрены льготы для пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны, "чернобыльцев" и других категорий граждан.

Между тем поступления от транспортного налога в бюджеты регионов невелики, утверждают эксперты. Например, в Татарстане это всего 3 процента в общем объеме доходов, в Санкт-Петербурге - 1,68 процента, на Ставрополье - чуть меньше 1 процента. Правда, зачастую это связано в первую очередь с плохой уплатой налога. И местным властям неплохо было бы озаботиться именно этой проблемой.

Справка "РГ"

Базовая ставка за каждую лошадиную силу для легковых автомобилей мощностью до 100 л.с. составляет 5 рублей, до 150 л.с. - 7 рублей, до 200 л.с. - 10 рублей, до 250 л.с. - 15 рублей, свыше 250 л.с. - 30 рублей. Ставки не менялись с 2003 года.