Юрий Корчагин: Перенос модели "спасения" Тольятти на другие моногорода вряд ли возможен
Всего моногородов в России около 500. Наиболее сложное положение в Тольятти. Здесь сложился клубок российских проблем, который предстоит распутывать специалистам, властям и обществу. Тут и криминал, и неэффективные госвливания в плохо управляемое предприятие, и низкая креативность менеджмента, и низкая конкурентоспособность продукции, и элементарное воровство. Проблема города и АвтоВАЗа распадается на две проблемы, которые необходимо решать в комплексе. Проблему обеспечения работой жителей города. И проблему будущего АвтоВАЗа.
Наилучшее решение проблемы повышения эффективности АвтоВАЗа, вероятно, состоит в передаче управления гигантом его совладельцу Renault - крупному акционеру АвтоВАЗа. Главный мотив такого шага - повышение эффективности человеческого капитала предприятия, который включает эффективный менеджмент, положительный опыт, имидж, технологии управления, знание отрасли, владение современными производственными технологиями, лицензии, патенты, ноу-хау и т.д. Renault может довести свою долю акций АвтоВАЗа до контрольного пакета, технологически модернизировать предприятие, наладить выпуск своих моделей. А правительство РФ возьмет на себя трудоустройство тысяч сокращаемых работников на новых предприятиях. Пока средства поддержки от государства завод использует неэффективно.
План помощи Тольятти включает поддержку сокращаемых работников, инфраструктурные проекты, развитие малого и среднего бизнеса. Если это будут современные средние предприятия машиностроения, медицинской и бытовой техники и т.д., то флаг им в руки.
До конца года в минрегионе рассмотрят еще несколько программ поддержки моногородов (около 20). Но пассивно ожидать решения своей участи моногорода не могут. Поэтому их проблемы уже решаются в регионах. Городу Семилуки поддержку оказала администрация Воронежской области, взяв в областную собственность Семилукский огнеупорный завод. И это тоже решение проблемы. Прямой же перенос модели "спасения" Тольятти на другие моногорода вряд ли будет возможен. К каждому городу необходим индивидуальный подход. Хотя основные принципы модернизации моногородов близки. Очевидно одно. Решение проблемы моногородов необходимо развернуть в направлении модернизации промышленности страны. Современные производства для средних предприятий можно целиком закупать за рубежом. Необходимые средства у страны имеются.