Сегодня начался рабочий визит премьер-министра РФ Владимира Путина во Францию. Накануне визита "Российская газета" обратилась к российскому торгпреду в Париже Ивану Простакову с просьбой ответить на ряд вопросов.
Российская газета : Как вы оцениваете уровень партнерских связей между Россией и Францией? Сказался ли на них мировой финансовый кризис?
Иван Простаков : За последние пять-шесть лет российско-французский товарооборот увеличивался ежегодно примерно на 30 процентов, составив в прошлом году 22,2 миллиарда долларов. Однако по итогам первых девяти месяцев 2009 года он сократился на 31 процент. Но это временное явление. Дело в том, и в этом заключается одна из особенностей нашего торгово-экономического диалога с Францией, что показатель товарооборота не является основной характеристикой нашего сотрудничества.
РГ : Энергетика - одна из приоритетных тем, без которой не обходится ни одна встреча между руководителями двух стран.
Простаков : Содержание двустороннего сотрудничества в этой области сейчас существенно меняется, дополняется новыми направлениями. Раньше оно главным образом сводилось к закупке в России газа и нефти. Теперь речь идет об участии французов в разработке наших недр. Один из видных игроков на мировом энергетическом рынке - концерн "Тоталь" сначала договорился с "Газпромом" об участии в Штокмановском проекте, а совсем недавно подписал соглашение с российской компанией "Новотек" и будет задействован в разработке газоконденсатного месторождения на Ямале.
Большой интерес французы проявляют к российским газотранспортным программам. Компания "ГДФ СЮЭЗ" - к газопроводу "Северный поток", а "Электрисите де Франс" - к "Южному". Ведутся интенсивные переговоры об их подключении к этим проектам. Кстати, "Электрисите де Франс" помимо всего прочего планирует обменяться активами с российской компанией "Интер РАО". Это значит, что Россия и Франция начинают теснее сотрудничать в электроэнергетической сфере, где раньше у нас контактов было не так много.
Другая важная тема - это энергоэффективность и энергосбережение. Она очень важна для французов. Речь идет о совместных проектах по энергосбережению в рамках борьбы с парниковым эффектом. Большой интерес к ним проявляет, в частности, компания "ГДФ Сюэз", которая владеет передовыми технологиями, в том числе в области жилищно-коммунального хозяйства.
РГ : Знаковым событием 2010 года - Года России во Франции и Франции в России - станет запуск ракетоносителей "Союз" с космодрома в Куру. Какова степень готовности этого проекта?
Простаков : Работы по нему близятся к завершению. Кстати, первые "Союзы" уже отправлены морским путем во Французскую Гвиану. Создается серия спутников серии "Ямал 400" для нужд "Газпрома". Здесь с французской стороны задействована компания "Талес Аления спейс". Мы сильно продвинулись как в области космического партнерства, так и авиационного. Уже готов региональный самолет "Сухой Суперджет 100", созданный совместно с французскими компаниями "Сафран" и "Талес". Самолет был представлен летом на салоне в Ле Бурже, а сейчас проходит сертификацию. Одновременно запускается новый проект на этот раз магистрального самолета ХХI века - МС-21. Его разработчиком является компания "Иркут", а среди первых иностранных партнеров - французский концерн "Зодиак групп".
Большие наработки есть и в автомобильной сфере. Полным ходом строится завод "Пежо-Ситроен" в Калуге: он должен быть готов в марте будущего года. Что касается компании "Рено", то она предложила технологическую помощь АвтоВАЗу, помогает ему также наладить коммерческую политику, что предусматривает реализацию востребованных на рынке автомобилей, разработку новых, более современных моделей.