17.12.2009 00:45

    Использование автомобилей старше 25 лет в коммерческих целях могут запретить

    Минпромторг предлагает ограничить срок эксплуатации машин

    На недавних парламентских слушаниях заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов озвучил предложение внести поправки в Закон "О безопасности дорожного движения". А конкретно: ограничить эксплуатацию автомобилей, использующихся в коммерческих перевозках. На личный транспорт предложение ограничить сроки эксплуатации не распространяется

    Министерство промышленности и торговли предлагает запретить использование автомобилей старше 25 лет в коммерческих целях.

    Ни для кого не секрет, что на российских дорогах очень много старых машин. Пассажирам довольно часто приходится передвигаться по пригородам на разваливающихся "пазиках", давно снятых с производства. По городам и между ними - на не менее древних "Икарусах". А какие грузовички собирают мусор, а также возят грузы - и говорить страшно. На недавних парламентских слушаниях заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов озвучил предложение внести поправки в Закон "О безопасности дорожного движения". А конкретно: ограничить эксплуатацию автомобилей, использующихся в коммерческих перевозках. Главное слово здесь - коммерческие. То есть автобусы, которые перевозят пассажиров и берут за это деньги, грузовики и фуры, перевозящие грузы, такси различных видов - в общем, все, что относится к лицензируемым видам деятельности. На личный транспорт предложение ограничить сроки эксплуатации не распространяется.

    Суть инициативы - запретить с 2012 года коммерческую эксплуатацию легковых автомобилей старше 25 лет, грузовых - старше 20 лет, а с 2011 года - автобусов старше 15 лет и грузовиков старше 25 лет.

    Впрочем, в своем предложении министерство делает оговорку, что вносить такие требования можно только по согласованию с ним и только при условии, что автопроизводители подготовят соответствующую программу обновления парка.

    Чтобы у владельцев старых машин были реальные и вполне подъемные предложения для замены старых автомобилей на более свежие или новые.

    Кстати, такая формулировка довольно расплывчата. Ведь производитель может посчитать свои цены вполне подъемными, а покупателю они будут казаться заоблачными. Где искать правды в этом случае?

    Между тем, по данным аналитического агентства "Автостат", на наших дорогах автомобилей старше 10 лет - более 45 процентов от всего автопарка. Среди легковых машин эта доля составляет 48 процентов. То есть довольно скоро им придет срок выходить из эксплуатации. Грузовиков старше 20 лет - 55 процентов от парка такого транспорта. Понятно, что от старья надо избавляться. Но одним махом этой проблемы не решить. Что делать со списанным транспортом? Можно предположить, что кто-нибудь прикупит себе на дачу какой-нибудь старый "ГАЗ" - картошку возить. Но вряд ли кому-то понадобится для личных целей старый "Икарус" с гармошкой. Соответственно вывести этот автобус из коммерческих перевозок можно только на помойку.

    Кстати, надо заметить, что рынок утилизации автотранспорта у нас в стране пока в зачаточном состоянии. И вряд ли за два года дорастет до такого уровня, чтобы поглотить всю эту гору металлолома.

    К тому же обновление парка дело не из дешевых. Мелким частным предприятиям его вообще не потянуть. А крупные встанут в очередь за государственными субсидиями. И если государство захочет сохранить автоперевозки, то ему придется где-то изыскивать средства. А сумеет ли оно найти их в нужном количестве к 2012 году - большой вопрос.

    Но все это пока только предложения. Надо сказать, что и сам закон о безопасности дорожного движения уже настолько устарел, что внесением поправок в него ничему не поможет. Может, стоит начать с организации утилизации транспорта, с создания нормальных условий для его обновления, то есть насытить рынок качественными и дешевыми автомобилями.

    Еще раз повторимся, что это предложение минпромторга не распространяется на обычных автовладельцев. Они могут и дальше спокойно ездить даже на самых древних "Жигулях". Для них существует лишь одно ограничение эксплуатации - своевременное прохождение государственного технического осмотра.

    Кстати

    По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, за 2008 год в стране зарегистрировано 32 миллиона легковых автомобилей, из них 17 миллионов машин - моложе 10 лет. Грузовиков - 5 миллионов, из них 2 миллиона - до десятилетнего возраста. 894 тысячи автобусов - из них полмиллиона младше 10 лет.