Новый портал госуслуг позволит сократить бюрократические проволочки

Найти работу, скачать бланки для оплаты налогов, узнать о тарифах ЖКХ, правилах получения российского гражданства, о том, как открыть свой бизнес, - все это теперь можно сделать с помощью Интернета на портале госуслуг - www.gosuslugi.ru.

На этой неделе глава минкомсвязи Игорь Щеголев первым опробовал работу сайта, который начал функционировать в тестовом режиме. Но, как пояснил министр, огрехи на первом этапе работы неизбежны. И заранее попросил извинить разработчиков. "Мы ожидаем, что пользователи помогут его улучшить. Оставить информацию о замеченной ошибке или рассказать о том, что бумага, распечатанная с сайта, не была принята в каких-либо госорганах, можно будет в разделе "ваше мнение", - уточнил Щеголев.

Навигатор госуслуг

Но тестовый режим не значит, что распечатанный бланк документа недействителен. Вся информация на портале юридически выверена. За простым и неброским фасадом портала скрывается работа мощного центра обработки и хранения информации 20 тысяч территориальных органов. И запросы с сайта напрямую адресуются электронным системам того госоргана, с которым вам предстоит общаться.

В верхней части экрана после загрузки сайта есть строка "ваше местоположение". Выбрав нужный город, регион, вы сразу попадаете в систему власти своего субъекта Федерации. Четко распределена и тематика на сайте. Есть раздел для юридических и физических лиц. Если есть затруднения с нахождением нужного раздела, можно воспользоваться навигатором сайта: в верхнем поле есть длинная белая строка и подпись к ней - "найти". Там и пишутся нужные ключевые слова, как в любой поисковой системе.

У каждого гражданина есть возможность завести и свой личный кабинет на сайте. Этот раздел заложен в схему портала. В правом верхнем углу есть надпись "личный кабинет". Пока, чтобы туда войти, нужно написать свое имя и адрес электронной почты. Однако в будущем, чтобы защитить личные данные гражданина и юрлиц, потребуется в первом случае страховой номер, а во втором ИНН. Тогда он станет настоящим электронным удостоверением личности. Но уже сейчас переписку с госорганами возможно вести через личный кабинет, получая ответы на свою электронную почту.

Это только начало

Параллельно с созданием портала идет и ревизия всех госуслуг. Их перевод в электронный вид позволит сократить бюрократические проволочки, подтвердить целесообразность необходимой информации для оказания госуслуг и в целом упростить все процедуры. Например, уже в следующем году чиновники не смогут требовать от гражданина справку от другой госструктуры. Ведь между ними будет налажен электронный обмен данными. И гражданин перестанет быть почтальоном своих справок.

Пока же на портале можно только распечатать бланк или найти нужную информацию. Но создатели электронного правительства обещают: уже в 2011 году сюда можно будет зайти не только за бланками, но и для того, чтобы оплатить штраф ГИБДД, налоги. Причем, как и в интернет-магазине, будет возможность выбрать форму оплаты - пластиковой картой или интернет-деньгами. Это позволит не только сэкономить средства на "бумажном обороте", но и время граждан, их транспортные расходы, отпадет необходимость брать отгулы. Что до электронной подписи гражданина, то он сможет зарегистрировать ее в Пенсионном фонде или в ФМС. При адресном запросе придется кроме имени, отчества и фамилии набирать свой страховой номер Пенсионного фонда, чтобы идентифицировать личность.

Точно о дальнейших перспективах развития портала после 2011 года пока сказать нельзя. Но оно будет осуществляться в рамках программы "Информационное общество", над которым сейчас работает минкомсвязи. В перспективе через портал можно будет отсылать информацию в учреждение с компьютера и следить, как сотрудники службы занимаются оформлением вашего документа.

На портале, по замыслу разработчиков, можно будет оформить загранпаспорт, зарегистрировать недвижимость, не толкаясь в очередях. Даже устроить ребенка в детский сад или записаться к врачу в удобное время можно будет через портал.

Однако для этого надо выстроить не только инфраструктуру портала, электронные системы федеральных госорганов, но и компьютеризировать и связать в одну сеть детские сады, поликлиники, перевести из бумажного в электронный вид истории болезни. Для того чтобы сделать это, в ближайшие пять лет необходимо поработать не только специалистам минкомсвязи, но и представителям министерств науки и образования, здравоохранения и соцразвития, и других ведомств.

на заметку

Для тех, кто первый раз вышел в Глобальную сеть и не умеет работать со страничками в Интернете, есть возможность получить подсказку из call-центра. На сайте есть его телефон в правом столбце - "Горячая линия 24 часа 8 (800) 100-70-10". Можно расспросить о порядке заполнения заявок и как найти необходимый бланк. В дальнейшем, опираясь на опыт этого call-центра, предполагается создать центр телефонного обслуживания граждан, который будет непосредственно переправлять запрос необходимому ведомству.