Часто приходится слышать о том, что тот или иной регион готов вкладывать значительные инвестиции в развитие туризма. Звучит красиво, вот только отрасль эта у нас совсем не развита. По статистике, до 76% российского населения не выезжает из своего региона. Да и к нам приезжает ничтожно малое количество иностранных гостей. К приоритетным задачам, согласно Стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 года, относится, согласно разработанной Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", создание благоприятных условий для развития отрасли. Огромный туристский потенциал в нашей стране используется далеко не полностью. Так, по оценкам объединенного совета Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Россия способна принимать в год до 40 млн иностранных туристов, однако, согласно последним данным статистики, с туристической целью за год нас посетили всего около 2,3 млн человек. Подобная ситуация наблюдается уже на протяжении многих лет.
Главное, что сдерживает как внутренний, так и въездной туризм, - это недостаточный уровень обеспечения безопасности туристов (по этому показателю Россия занимает, согласно данным отчета Всемирного экономического форума (ВЭФ) о конкурентоспособности сектора туризма и путешествий (TTCI), 129-е место). Другим сдерживающим фактором является дороговизна туристских услуг, несоответствие цены качеству. Что касается ценовой политики, то в сфере туризма наша страна занимает 108-е место в мире, по уровню цен в отелях - вообще 115-е.
Казалось бы, регионы сейчас должны как никогда все силы бросить на то, чтобы на достойном уровне провести такие крупномасштабные мероприятия, как АТЭС-2012 во Владивостоке, Универсиаду-2013 в Казани, зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи. Требуются специалисты высокой квалификации, которых в регионах нет. Министерство образования и науки уже выступило с инициативой разработать специальные программы обучения кадров в рамках подготовки к данным мероприятиям.
Кроме того, должна быть подготовлена программа опережающего обучения, которая позволит переориентировать высвобождающихся работников на перспективные виды трудовой деятельности, и прежде всего в туризм. По оценкам маркетологов, туристская инфраструктура может трудоустроить до двух млн человек. Только для обслуживания Олимпиады 2014 года, к примеру, потребуется около 135 тысяч работников. Однако в настоящее время отраслевые потребности покрываются максимум на 55%. Почему бы в наших регионах, имеющих высокий туристический потенциал, не использовать такую малозатратную возможность, как создание системы дополнительного профессионального образования (ДПО)? Центры ДПО не требуют строительства новых зданий и развития соответствующей материальной базы, их можно развивать на базе существующих гостиниц по всей стране. Такие центры можно открыть уже на базе функционирующих гостиничных предприятий в Краснодарском крае, КавМинВодах, других туристских регионах. Это быстрый, эффективный путь и решения проблемы нехватки квалифицированных кадров в российском внутреннем и въездном туризме. И, что немаловажно, не требующий больших материальных вложений.
Меня часто спрашивают: где же те специалисты, которых готовит наша система образования? Сейчас подготовкой кадров для отрасли занимаются 380 учебных заведений высшего и 50 учебных заведений среднего профессионального образования. Казалось бы, специалистов на рынке должно быть предостаточно, но это не так. Что происходит? С середины 1990-х годов специалистов по туризму в угоду рынку стали готовить непрофильные вузы. Да и средних специальных учебных заведений, выпускающих специалистов для туристских фирм, гостиничного и ресторанного бизнеса, других предприятий сферы туризма, сегодня явно недостаточно. Начальное профессиональное образование практически отсутствует. Вместе с тем очевидно, что сфера туризма в первую очередь сейчас нуждается именно в специалистах линейного уровня. К примеру, из 26,5 тысячи человек, занятых в гостиничном бизнесе Москвы, только 12% занимаются административной и управленческой работой, остальные работники - это: портье, горничные, сотрудники сферы питания, то есть тот самый линейный персонал.
Недостаток квалифицированных кадров в первую очередь отражается на уровне сервиса, причем речь идет не только о туристах из основных стран - доноров российского въездного туризма, но и о российских туристах, имеющих возможность сопоставлять качество предоставляемых услуг с аналогичными за рубежом.
Опыт передовых туристских стран показывает, что туристское образование только тогда может быть эффективным, если бизнес обеспечивается квалифицированным и мотивированным на развитие персоналом. И если это будет осуществляться системно: от начального и среднего туристского образования до высшего и разветвленной системы дополнительного образования. Развиваясь в едином образовательном пространстве, отражающем действительные нужды сферы туризма.