29.12.2009 00:53
    Поделиться

    Адвокатская тайна оказалась под угрозой

    Сообщество защитников обеспокоено: святая святых их профессии - адвокатская тайна оказалась под угрозой.

    Как адвокатура должна противостоять этим напастям, корреспонденту "Российской газеты" рассказал вице-президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко.

    Российская газета: Юрий Сергеевич, неужели нарушения узаконенных норм приняли такие размеры, что стал ощутим вред правам и интересам граждан? Ведь обеспечение адвокатской тайны гарантировано законом об адвокатуре, а поведение самих защитников регулирует Кодекс профессиональной этики адвоката.

    Юрий Пилипенко: Адвокатская тайна - это не просто институт, охраняемый законом, это еще и своеобразный индикатор, показывающий уровень профессиональной защищенности адвоката и, соответственно, граждан, интересы которых он представляет. Закон стоит на страже адвокатской тайны. Но статистика указывает на то, что попытки ее нарушить, в том числе и со стороны правоохранительных органов, участились. Представители следственных органов пытаются допрашивать адвокатов в качестве свидетелей по уголовным делам, составляют процессуальные документы, фиксирующие результаты следственных действий якобы с участием адвоката, которых в действительности не было. Делается это, чтобы не допустить адвоката к защите, либо противозаконными способами добыть доказательства вины подозреваемого.

    РГ: Какие сведения относятся к адвокатской тайне?

    Пилипенко: Тайна возникает с момента обращения доверителя к адвокату: сам факт обращения и личность обратившегося уже ею являются. Закон запрещает разглашать любые доказательства и документы, собранные адвокатом по делу, сведения, полученные от доверителя, информацию о нем, ставшую известной адвокату в процессе оказания помощи. Статус тайны распространяется на правовые советы, которые адвокат дает или готовит своему доверителю, адвокатское производство по делу, условия, на которых оказывается юридическая помощь, включая денежные расчеты. Попросту говоря - любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи доверителю.

    РГ: Давайте представим: совершено тяжкое преступление, например, убийство. Следователь, который ищет убийц, знает: адвокату кое-что известно о преступлении. Разве он не может попросить его поделиться информацией?

    Пилипенко: Закон запрещает вызывать адвоката в качестве свидетеля и допрашивать о том, что ему рассказал доверитель или что защитник узнал сам. Во всех других случаях закон рассматривает адвоката как частное лицо и в случае, если ему известны обстоятельства, важные для расследования уголовного дела, он может быть вызван для дачи показаний и допрошен.

    РГ: А если на адвоката действительно было оказано жесткое давление и он не устоял, рассказал следователю о секретах своего доверителя? Его показания могут быть использованы против его подзащитного?

    Пилипенко: Ни в коем случае! Такие факты суд отнесет к недопустимым доказательствам и не будет рассматривать. Человек, обратившийся к адвокату за юридической помощью, получает так называемый иммунитет доверителя - особое правовое состояние неприкосновенности своих прав и интересов. Адвокату запрещается действовать вопреки интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь из соображений собственной выгоды. Более того, защитник обязан избегать таких оценок или действий, которые могут подорвать доверие к человеку, которого он защищает. Такое поведение квалифицируется как злоупотребление доверием. Кодекс профессиональной этики считает подобные действия несовместимыми со званием адвоката.

    РГ: Как отреагировала Федеральная палата на обращения адвокатов по поводу нарушения их прав и интересов доверителей?

    Пилипенко: Совет ФПА утвердил новые Рекомендации по обеспечению адвокатской тайны и гарантий независимости адвоката при осуществлении профессиональной деятельности. Они выработаны с учетом практики и решений высших судов страны - Верховного и Конституционного. В документе расписано, как вести себя и что делать при возбуждении уголовного дела в отношении адвоката, вызове и допросе в качестве свидетеля, при обыске по месту его работы и в жилище, в случае личного досмотра адвоката при посещении места лишения свободы, где находится его доверитель. Бывает и так, что от адвоката скрывают, где содержится его доверитель, к этому тоже нужно быть готовым. Как и к осмотру органами дознания и следствия помещений адвокатских образований.

    РГ: Какие возможности реально есть у адвокатов, чтобы отстоять свои права и интересы подзащитных в случае их нарушения? Проще говоря, кому они могут пожаловаться?

    Пилипенко: Любые незаконные действия и решения необходимо обжаловать в прокуратуру или в суд и добиваться устранения нарушений. УПК дает адвокату такое право.

    Незаконные действия или решения органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц следует обжаловать через суд в порядке, установленном гл. 23 и 25 ГПК РФ. Если же незаконные действия носят характер преступления, адвокату нужно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела.

    Поделиться