19.01.2010 00:50
    Поделиться

    В регионах ЦФО осваивают систему электронных торгов

    С нового года более 70 процентов общего объема государственных заказов должно размещаться на специальных электронных торговых площадках.

    Как уже сообщала "РГ", процесс отбора поставщиков товаров и услуг для органов госвласти будет осуществляться путем открытых электронных конкурсов и аукционов. Это позволит сделать процесс прозрачным, что затруднит возможность реализации коррупционных схем. По самым умеренным оценкам, электронные госзакупки ежегодно сохранят бюджету от 400 до 600 миллиардов рублей.

    Тем временем в регионах идет работа по реализации этих нововведений. В Тамбовской области с 1 января 2010 года вступила в действие новая редакция регламента использования системы "Электронная торговая площадка". А орловское правительство вновь определило официальным региональным сайтом по организации госзакупок "Портал Орловской области - публичный информационный центр". Именно на нем в последние годы размещалась информация о проводимых в регионе конкурсах и аукционах на право заключения договоров в рамках госзаказа. Альтернативы данному ресурсу пока нет, хотя власти и говорят, что она может появиться уже в этом году. Право ведения сайта также отдано госучреждению - "Центру государственных информационных ресурсов Орловской области".

    Кстати, по данным статистики, в прошлом году объем госзакупок за счет средств бюджета Орловщины превысил 2,7 миллиарда рублей - примерно на 20 процентов больше, чем было в 2008-м. Власти уверяют, что от 10 до 20 процентов госзаказа отдается предприятиям малого и среднего бизнеса, что расценивается как одна из мер их поддержки. Примерно 40 процентов от объема госзакупок приходится на здравоохранение и соцразвитие. В основном деньги идут на закупку современного оборудования для медучреждений.

    На втором месте по объему освоенных госзаказов - строительство. Как правило, бюджетные деньги идут не на возведение новых объектов, а на ремонт действующих. Именно в этой сфере обычно фиксируется большее количество нарушений. В основном они связаны с некачественно выполненным ремонтом. Уже несколько лет власти ведут вялотекущую борьбу с "недобросовестными подрядчиками", которые сознательно занижают цену заказа при проведении торгов. Выиграв тендер, они начинают экономить на материалах, чтобы уложиться в рамки своих же условий.

    Такая практика в последнее время все чаще приводит к конфликтам. Так, депутаты горсовета зачастую отказываются подписывать акты приемки работ, выполненных по программе наказов избирателей. Каждому депутату из бюджета ежегодно выделяется по миллиону рублей. Эти деньги слуги народа чаще всего направляют на ремонт подъездов и дорог по своему округу. Понятно, что в глазах населения вся ответственность за качество работ ложится на них. Если ремонт выполнен некачественно, депутаты предъявляют претензии не только подрядчику, но и мэрии, которая проводит торги.

    Однако чиновники разводят руками. По закону на аукционе побеждает тот, кто предложит за выставленный лот меньшую цену. Единственное, что грозит потом недобросовестному подрядчику, - включение в черный список. Однако это мало кого пугает. Достаточно зарегистрировать новое ООО, сменить название и можно снова участвовать в конкурсе безо всяких преград.

    Впрочем, нарушениями порой грешат и власти. Одно из последних было выявлено в декабре в Болховском районе. Под подозрение местной прокуратуры попал заказ на капитальный ремонт гнездиловского сельского Дома культуры. Финансирование шло за счет районного бюджета, общая стоимость работ составила около 400 тысяч рублей. По закону, если эта сумма превышает 100 тысяч, власти обязаны дать объявление и провести конкурс.

    В данном случае ремонтная смета была разделена на несколько отдельных договоров, что дало основания привлечь подрядчика без размещения заказа и проведения конкурса. Однако хитрость не прошла. Стоимость одного из договоров подряда составила 105 тысяч рублей. За нарушение закона было возбуждено административное производство, а глава администрации района получил прокурорское представление.

    Генпрокуратура России насчитала в законе о государственных закупках два десятка коррупционных лазеек

    Что касается Тамбовской области, то и здесь в прошлом году итоги аукционов по предоставлению права выполнения госзаказов нередко вызывали противоречивые отзывы. Один из последних случаев - открытый конкурс на создание автоматизированной навигационной системы диспетчерского контроля и управления рейсами для реализации на Тамбовщине программы "Школьный автобус". Он был объявлен в октябре 2009-го областным комитетом государственного заказа. Как известно, в ходе реформы образования сельские малокомплектные школы закрываются, а учеников переводят в так называемые базовые школы, куда их и доставляют транспортом, оснащенным навигационными системами. Чтобы автобусы не заблудились в непаханых просторах и использовались строго по назначению.

    Стартовая цена заказа была определена в размере 4,2 миллиона рублей. Заявку на участие в конкурсе подали три компании, одна из которых при предварительном отборе была отсеяна как безнадежная. Из оставшихся фирм первая была готова выполнить заказ за три миллиона 230 тысяч рублей, а вторая настаивала на изначальной стартовой цене. Она и победила в конкурсе со значительным перевесом.

    Федеральный закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", помимо прочего, предусматривает эффективное использования бюджетных и внебюджетных средств. В случае с навигационной системой для школьных автобусов "неэффективный" бюджетный миллион рублей, по мнению устроителей конкурса, должен обеспечить качественное исполнение заказа. Но обеспечит ли? У проигравшей компании, как утверждают ее представители, есть опыт внедрения такого рода навигационных систем, а фирма-победитель специализируется на несколько иных работах. В региональном комитете государственного заказа, впрочем, утверждают, что конкурс проведен в полном соответствии с законом и компьютер, подсчитывая баллы, выбрал оптимальный вариант.

    - Конкурсы на размещение государственного заказа проводятся там, где рынок еще не сложился, - поясняет председатель комитета государственного заказа администрации Тамбовской области Юрий Савельев. - Причем - с учетом качества, сроков гарантии и поставок, поэтому цена при проведении конкурсов не всегда играет главную роль. Есть постановление российского правительства, которым предусмотрены критерии и порядок оценки заявок. И если по всем критериям оценки совпадают, то тогда учитывается цена. Но бывает, что и по неценовым условиям участник набирает максимальное количество баллов. В случае с конкурсом на создание навигационной системы неценовые критерии оказались решающими, а качественные показатели у проигравших конкурентов не были подтверждены документально.

    Между тем Генпрокуратура России, проведя экспертизу закона о государственных закупках, насчитала в нем два десятка коррупционных лазеек. В частности, у заказчика есть возможность подогнать условия конкурса под конкретного участника тендера, заключить договор по изначально завышенной цене. По мнению экспертов, "вес" субъективных факторов при этом колеблется в пределах 20-45 процентов.

    В регионах финансовая составляющая государственных и муниципальных заказов невелика, поэтому субъективный фактор подчас далеко выходит за рамки обычной погрешности. Скажем, стартовая цена заказа на изготовление некоторых брошюр идеологического характера определена в 400 тысяч рублей, хотя красная цена им - 35-40 тысяч. Также хорошо проходят заказы на закупку цветочной продукции для протокольных мероприятий. Цветы - продукт недолговечный, поэтому пресловутый субъективный фактор приносит прибыль поставщикам круглый год. Обычным делом стало использование чиновниками сторонних организаций для выполнения ведомственных работ. Например, областное управление по охране окружающей среды и природопользованию заказало "выполнение работ по разработке генеральной схемы санитарной очистки территорий населенных пунктов" и готово заплатить за нее свыше двух миллионов рублей. Понятно, что заниматься санитарной очисткой чиновники управления не могут, но разрабатывать планы и схемы - одна из обязанностей управленческих контор.

    Победа в конкурсах гарантирует объемы работ и плату за их выполнение, поэтому государственные и муниципальнsе заказы крайне выгодны для бизнеса. Велик и соблазн подыграть своим, поэтому участники торгов и устроители конкурсов разработали свою "науку побеждать". По словам заместителя Генерального прокурора РФ Александра Буксмана, выступившего в "Российской газете" 29 октября 2009 года, чаще всего "избранным" хозяйствующим субъектам умышленно предоставляют те или иные преимущества, а для "нежелательных" участников торгов создаются искусственные препятствия. В частности, иногда выигрывает тот, кто заранее получил из рук заказчика весь пакет информации, где обозначены административные подводные камни, неведомые конкурентам. 

    Поделиться