Петербургский автопром пытается компенсировать потери 2009 года
По прогнозам аналитиков, в наступившем году производство автомобилей значительно возрастет, а вот уровень продаж не изменится.
2009 год преподнес отечественному автопрому несколько сюрпризов, как приятных, так и не очень. Начало года было ознаменовано повышением пошлин на ввоз автомобилей. Как следствие, уже за первые два месяца таможня потеряла из-за этого почти 24 миллиарда рублей. Однако, согласно отчету минпромторга, нововведение положительно отразилось на российском автопроме. Так, доля автомобилей отечественной сборки, в том числе иностранных брендов, в структуре продаж на рынке легковых машин увеличилась на 11, а в сегменте коммерческих - на 16 процентов за год.
Однако даже подобные меры не смогли спасти рынок от 50-процентного падения продаж, что отбросило его показатели на три года назад. Причем, как считают эксперты, не все компании пострадали одинаково - коммерческий транспорт "провис" на 70 процентов. А среди иностранных производителей наибольший урон понесли японцы: из-за выросшего курса иены и недостаточно гибкой ценовой политики. Что касается автомобилей, которые собирают в России, то продажи отечественных марок снизились за год на 65 процентов, тогда как иностранных - "всего" на 50.
Не стал исключением и Санкт-Петербург. В январе - ноябре минувшего года продажи иномарок в городе сократились на 46,5 процента, а худшим месяцем по количеству реализованных автомобилей стал ноябрь - его результат оказался примерно на 20,5 процента ниже среднемесячных показателей продаж.
Однако ситуация с производством в Северной столице была совершенно иной. Так, если с января по июль 2009 года выпуск легковых автомобилей в России был ниже показателей 2008-го на 59,4 процента, то в Санкт-Петербурге производство за отчетный период сократилось на 67 процентов.
Позднее ситуация стабилизировалась - за месяц до Нового года в Санкт-Петербурге было произведено 5500 автомобилей, что по отношению к ноябрю 2008-го было больше на 41 процент. "За ноябрь петербургские автозаводы произвели больше автомобилей, чем за предыдущие пять месяцев, вместе взятые, однако их объемы производства остались крайне низкими по отношению к заявленным мощностям", - прокомментировал ситуацию первый заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Сергей Фивейский.
Видимо, этот взлет уровня производства и стал почвой для появления смелых предположений о том, что в 2010-м петербургским производителям удастся вдвое увеличить выпуск автомобилей по сравнению с 2009 годом.
Что касается продаж, то лишь самый оптимистичный прогноз предполагает их рост на уровне 30 процентов к показателям предыдущих двенадцати месяцев. Большинство же экспертов сходятся во мнении, что рынок подрастет в среднем на 10 процентов. Негативное влияние на стабилизацию рынка окажут по-прежнему высокий уровень безработицы, низкие темпы восстановления реальных доходов населения и непоколебимые ставки по банковским кредитам.
Так, по словам министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко, авторынок начнет восстанавливаться лишь во второй половине 2010 года, чтобы к 2015 году крепко встать на ноги.
Одним из негативных моментов, тормозящих развитие петербургского автопрома, наблюдатели называют рост цен, который произошел после повышения в начале 2009 года пошлин на ввоз иномарок. Некоторые "отверточники" воспользовались этим и подняли цены почти на треть. По словам продавцов, спасали только скидки на модели прошлых лет.
Говорят, подобная ситуация сохранится и в начале 2010 года. Кроме того, есть надежда, что оживлению продаж будет способствовать продление программы льготного кредитования, на которую в 2010-2013 годах минпромторг предлагал истратить около 5 миллиардов рублей. В 2010 году по этой программе может быть выдано до 150 тысяч кредитов. Тогда как на 24 декабря 2009 года банки одобрили почти 120 тысяч заявок и выдали 67,5 тысячи льготных автокредитов.
Другим драйвером продаж, помимо автокредитования, должна стать государственная программа по утилизации старых автомобилей, которая начнется в марте 2010 года.
Однако эти меры не принесут должного эффекта, говорит директор национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи. Другими словами, введение премии за утилизацию старого легкового автомобиля не приведет к существенному росту продаж, как и автокредиты, стоимость которых для населения останется достаточно высокой. Причина торможения - сложная технология реализации данных мер. Когда по-настоящему заработает программа, как будут функционировать пункты утилизации машин - неизвестно. Объяснить нюансы не могут даже специалисты, занимающиеся автобизнесом много лет.
Здесь уместно вспомнить, что в Европе программы по утилизации "металлолома на колесах" оживили продажи на 30-60 процентов даже в кризис. Однако, как напоминают эксперты, Россия - это совсем другое дело, здесь чуда может попросту не случиться. "Программы господдержки будут работать, если они будут понятны игрокам. Сейчас же этого нет, - говорит исполнительный директор петербургской компании по продаже легковых автомобилей Константин Ковалишин. - Что касается уровня продаж, то, если производители будут выпускать то, что выпускали, - дорогие модели, не пользующиеся массовым спросом, - никакого роста продаж не случится".
Получается, что в лучшем случае 2010 год будет сильно похож на год предыдущий. Ни цены, ни количество проданных автомобилей существенно не изменятся. Поэтому и чудес от петербургского автопрома вряд ли стоит ждать.