27.01.2010 00:34
    Поделиться

    Главы МИД 70 стран соберутся в Лондоне на конференцию по Афганистану

    В британскую столицу едут 70 глав МИД, чтобы решить, сколько еще миллиардов они готовы закопать в Афганистане

    Сегодня глава МИД России Сергей Лавров отправляется в Лондон, где в четверг пройдет широко разрекламированная на весь мир международная конференция высокого уровня по Афганистану. Послушать предложения Кабула соберутся более семидесяти министров. А вот услышат их, скорее всего, менее половины.

    К лондонской встрече дипломаты различного уровня из многочисленных государств и международных организаций готовились давно, но как-то малоэффективно. Ведь ни для кого не секрет, что в Афганистане существует множество проблем, требующих немедленного действия. А вот решений нет практически ни по одному из длинного списка повисших в воздухе вопросов. В том числе из-за того, что Афганистан буквально напичкан противоречиями и патовыми ситуациями. Именно поэтому проект итогового документа лондонской конференции, который хозяева встречи называют "Коммюнике", пока состоит из шести скромных страничек. То есть он полон лишь пожеланиями, а не конкретными предложениями.

    Внешне подготовка к конференции в Лондоне выглядит впечатляюще. Во вторник в Турции прошел региональный саммит, посвященный решению афганских проблем. Днем ранее в Анкаре глава турецкого государства принимал лидеров Афганистана и Пакистана. На страницах западной прессы и дипломаты, и военные последние несколько дней дали столько комментариев, что в других условиях покрыло бы годовой лимит информации по одной международной теме.

    Однако если вчитаться в эти интервью, понимаешь, что ситуация в Афганистане за последние восемь лет пребывания там натовских военных ничуть не стабилизировалась, а, наоборот, стала только более запутанной. После недавно прошедших в стране президентских выборов поддержка Хамида Карзая стала практически иллюзорной. Закачиваемые ежегодно в Кабул сотни миллионов долларов разворовываются, а любые попытки создать международную структуру, контролирующую расходование этих баснословных сумм, натыкаются на рассуждения о суверенитете. Хотя о какой независимости Афганистана может идти речь, когда в стране отсутствуют дееспособные структуры власти, а южные провинции вообще не контролируются официальным Кабулом.

    Борьба с наркоугрозой потерпела полное фиаско. Год от года количество производимого в Афганистане героина только увеличивается, а соседние страны пока безуспешно пытаются бороться с распространением наркотиков. Афганские поставки героина уже официально называют угрозой национальной безопасности все в большем количестве стран. Вплоть до атлантических границ Европы.

    И все же, очевидно, должны существовать хоть какие-то идеи, как исправить эту катастрофическую ситуацию. Предложений действительно много. Но все они спотыкаются о как минимум три серьезных противоречия. Ясно, что натовские силы, сколько бы еще тысяч штыков туда ни перебросил Пентагон, не способны изменить ситуацию. В том числе потому, что лишь военным способом Афганистан не вернешь к жизни. Соседние государства уверены, что натовцы должны больше прислушиваться к их мнению и давать им свободу для маневров. Однако соседи даже не хотят обсуждать идею полного вывода международного контингента из Афганистана. Ведь в этом случае им самим придется иметь дело с вооруженными до зубов талибами.

    Во-вторых, даже американские и британские генералы теперь открытым текстом признают, что с умеренными талибами все же придется вести переговоры. Однако воюют с натовцами отнюдь не те, с кем готовы разговаривать западные военные. Но тех, кто фактически контролирует ситуацию в южных провинциях Афганистана, на Западе упорно продолжают называть террористами.

    И, наконец, третье ключевое противоречие заключается в том, что помогать Афганистану необходимо не только оружием, но и создавая сотни тысяч новых рабочих мест. Но вот ни одна страна мира сейчас не готова строить бизнес-планы в государстве, где неизвестно, кто на следующей неделе будет контролировать ту или иную провинцию. Возьмем, к примеру, российскую помощь. Да, Москва поставляет Кабулу транспортные вертолеты, самосвалы и даже пожарные машины. Однако где гарантия, что завтра они не окажутся в руках талибов, которые тут же из них сделают бомбы на колесах.

    Россия действительно готова участвовать в почти 150 конкретных инвестиционных проектах на территории Афганистана. Но разве кто-нибудь может подсчитать, когда новые объекты начнут приносить прибыль? Или через десяток лет нам вновь придется списывать миллиардные долги Афганистана. А ведь эти деньги сейчас жизненно необходимы самой российской экономике.

    Тем не менее в Лондоне глава МИД Сергей Лавров, как и многие его коллеги, в очередной раз озвучит свои предложения. Насколько они окажутся востребованными, станет известно, скорее всего, месяца через три. Как ожидается, в начале весны состоится очередная конференция по Афганистану. На этот раз в самом Кабуле. Возможно, к ней дипломаты будут готовиться более тщательно и с большим желанием добиться конкретного результата.

    Поделиться