28.01.2010 00:15
    Поделиться

    На рынке ритуальных услуг в Башкирии развернулась серьезная конкурентная борьба

    Проводы в последний путь превращаются в испытание для нервов и кошелька

    Сегодня в регионе похоронный бизнес является одной из самых коррумпированных сфер деятельности.

    Мораль побоку

    Когда во главу угла ставятся только деньги, происходят ситуации подобные той, о которой рассказал корреспонденту "РГ" бывший военком региона, а ныне член комитета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов РБ генерал-майор в запасе Владимир Трофимов:

    - В прошлом году умерла супруга моего старшего товарища генерал-майора Сибагатуллина. Для того чтобы похоронить ее там, где мы хотели, я выложил 10 тысяч рублей! И это на кладбище, где меня все знают, ведь я 12 лет был военным комиссаром республики и провожал товарищей в последний путь!..

    Возмущение генерала Трофимова вполне понятно. Ритуальные услуги - самый закрытый сегмент рынка бытовых услуг. Категории экономические здесь тесно переплетаются с морально-этическими. Однако, даже столкнувшись с откровенным мздоимством, родственники и близкие покойных, как правило, считают всяческие разбирательства недостойным занятием. Поэтому зачастую нарушения остаются безнаказанными.

    С 15 октября 2009 года по постановлению правительства РФ на захоронение ветеранов войны государством выделяется 11 тысяч рублей, а на памятник - 20 тысяч. Казалось бы, сумма значительная. Но при этом только за копку могилы с родственников уже требуют до 6 тысяч рублей. При этом совершенно очевидно, что при наличии экскаваторов эта работа не может столько стоить. Некоторые дельцы пытаются объяснить, что в эту сумму входит плата за место на кладбище. На что участники войны совершенно справедливо заявляют: "Мы уже заплатили за землю! Мы защитили ее 65 лет назад!" И государство с ними солидарно.

    - Этот вопрос не столько материальный, сколько этический, - подчеркнул Владимир Трофимов. - В канун юбилея Победы цинично брать с семей ветеранов деньги за похороны стариков.

    Осталось только разбудить совесть и здравый смысл у представителей ритуального бизнеса. Но, как показала практика, это как раз сделать не такто просто.

    Формула неравенства

    Для того чтобы прояснить истинную картину дел в сфере ритуальных услуг, Федеральная антимонопольная служба России в 2009 году провела обширную проверку.

    - Результаты просто шокировали. В 62 из 72 проверенных субъектов России были выявлены серьезные нарушения, по которым возбуждено более 240 дел, - рассказала корреспонденту "РГ" начальник отдела торговли и непроизводственных услуг Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Екатерина Урюкина. - Анализ состояния рынка ритуальных услуг в России дает основание подготовить пакет поправок в федеральное законодательство, чтобы создать равные условия для всех его участников и удалить административные барьеры.

    А пока при попустительстве местных властей кладбищенская земля передается с почти безграничными полномочиями одному муниципальному предприятию, которое диктует свои условия и цены, пользуясь тем, что скорбящие родственники усопших предпочитают не торговаться у гроба.

    На одном рынке с четырьмя муниципальными ритуальными предприятиями - в Уфе, Стерлитамаке, Салавате и Белебее - действуют 200 субъектов малого бизнеса, 46 из них - в Уфе, подчиняясь всем прихотям монополистов. Анонимный опрос среди предпринимателей, проведенный УФАС, высветил основные болевые точки скорбного бизнеса.

    Так, практически каждый из муниципальных спецкомбинатов уличен в сговоре с работниками станции "скорой помощи". Медики, выезжающие на вызовы, сообщали представителям спецкомбината информацию об умерших пациентах, получая за это вознаграждение. В итоге, у спецкомбината появлялся карт-бланш на обслуживание семьи умершего. Заключение договора с конкурирующими фирмами для родственников покойных оборачивалось лишними расходами, поскольку монополист жестко пресекал любые посягательства на свою сферу влияния, безбожно завышая цены.

    К тому же, вплоть до недавнего времени, некоторые отделы ЗАГС располагались в одном помещении с ритуальными салонами МУП. Пока готовится справка о смерти, клиент, как говорится, не отходя от кассы, оформляет и договор на все необходимое рядом, в салоне.

    При этом специалисты комбинатов спецобслуживания вводили клиентов в заблуждение, заявляя, что их предприятие является государственной структурой, и только оно правомочно оказывать ритуальные услуги. Якобы у других все гораздо дороже и хуже по качеству.

    За въезд на территорию кладбища, чтобы установить памятник, спецкомбинаты взимали с представителей других ритуальных салонов 200 рублей, за право провести захоронение - от 5000 до 7000 рублей и выше, и все это - без подтверждающих документов. Свою ложку дегтя добавляли и сотрудники морга, порой препятствующие выдаче тела. Ускорить процесс оформления документов они были готовы только за дополнительную плату.

    Все это вместе взятое, безусловно, усугубляет состояние родственников умершего и без того остро переживающих утрату.

    Тень коррупции

    Все эти проблемы были озвучены на всероссийском совещании, не так давно прошедшем в Уфе по инициативе ФАС.

    Наблюдательный совет по вопросам похоронного дела при правительстве РБ рекомендовал местным властям в случае нежелания спецкомбинатов соблюдать антимонопольное законодательство расторгать с ними договоры и возвращать кладбища в свое ведение, а также обеспечить свободный доступ на них для граждан и бизнес.структур, оказывающих ритуальные услуги. Вдобавок все предприятия сферы ритуальных услуг должны получить равный доступ к помощи и дотациям из муниципального бюджета, а право на обслуживание кладбищ и выполнение гарантированного перечня услуг по погребению должно предоставляться на конкурсной основе. Республиканская комиссия по тарифам уже занялась анализом действующих тарифов на погребение, а Министерство экономического развития РБ разрабатывает новый проект программы развития конкуренции с учетом рекомендаций выступавших на совещании экспертов.

    Результаты не замедлили сказаться: власти Стерлитамака, Салавата и Белебея уже отчитались о том, что устранили барьеры для субъектов малого бизнеса на рынке ритуальных услуг. Но в Уфе все сложнее. По словам председателя объединенного комитета по регулированию рынка ритуальных услуг Ассоциации организаций предпринимательства РБ Марата Кабирова, несмотря ни на что, муниципальные предприятия стараются удержать монополию. Можно сказать, стоят на смерть.

    Явным плюсом можно считать только то, что отделы ЗАГС, которые прежде размещались на одной территории с салонами муниципального комбината спецобслуживания, выехали оттуда. Но по всем остальным позициям о победе говорить рано. К примеру, плата за копку могилы сразу после совещания снизилась вдвое, но потом вновь неуклонно поползла вверх.

    - Мы передаем всю информацию о выявленных нарушениях в Управление ФАС по РБ. Эта работа будет продолжена вплоть до оздоровления рынка, - заверил корреспондента "Российской газеты" Марат Кабиров.

    Цифра

    200 предприятий частной формы собственности работает в республиканской сфере ритуальных услуг.

    По данным Управления ФАС по РБ.

    Поделиться