Первое в этом году заседание президиума Ассоциации юристов России было посвящено актуальной и в чем-то даже болезненной теме: проблемам нашей милиции.
В последнее время, увы, слишком часто защитники порядка становились источниками трагических, скандальных или просто плохих новостей. Поэтому еще в ноябре прошлого года президент Дмитрий Медведев - глава попечительского совета Ассоциации юристов России - поручил руководству ассоциации разработать предложения по модернизации наших органов правопорядка.
Одна из основных и чуть ли не вечных проблем нашей милиции - это пресловутая палочная система. Так считают многие специалисты, знакомые с работой стражей порядка не только по сериалам. Ведь карьера знатоков, Анискиных и дядей Степ напрямую зависит от так называемых показателей.
Что такое показатели? На первый взгляд - это обычные цифры в отчетах. Но именно по ним начальство судит о работе подчиненных. А раз так, то это уже не простые цифры, а волшебные. И выглядеть они должны красиво. В данном случае цифры решают все.
Еще не так давно одним из основных показателей был процент раскрываемости. Сколько преступлений совершено на участке, столько и должно быть раскрыто. Не укладываетесь в разумный процент? Звездочки - с плеч, премии - долой.
Поэтому в милицейских отделениях нередко предпочитали давать от ворот поворот назойливым жертвам преступлений: ограбленным и обворованным людям. Грабителей искать некогда, надо отчеты писать, да и не факт, что найдешь преступников. А за испорченные проценты начальство семь шкур спустит.
Плюс с милиционеров требовали понижать рост преступности. Опять же снижение подчас происходило на бумаге, отчего случалось немало парадоксов. Например, в начале нынешнего века, по официальной статистике, в большой России происходило меньше преступлений, чем в маленькой Англии. За этим статистическим курьезом стоит множество людей, лишенных помощи и защиты наших органов правопорядка.
Несколько лет назад в стране прошла успешная кампания по борьбе с укрывательством преступлений. Прокуроры взяли под жесткий контроль регистрацию заявлений. Руководители правоохранительных органов подписали совместный приказ, по которому гражданин может обратиться с заявлением о преступлении в любое ведомство, а оттуда сигнал перешлют по инстанциям. В самом же МВД изменилась система отчетности, и проценты отошли на второй план.
Цели кампании были достигнуты: массовое укрывательство преступлений прекратилось. В итоге вскоре на некоторых совещаниях региональных милицейских руководителей стали ругать за небывалый всплеск преступности. А то были просто честные (или более-менее честные) цифры в отчетах.
Однако и новая система не избавила рядовых милиционеров от проклятия показателей. Теперь от стражей порядка стали требовать валовые показатели: чем больше раскрыл преступлений, тем лучше. При этом в каждый отчетный период надо было поймать чуть больше злодеев и нарушителей, чем раньше.
Как рассказывали выступавшие на заседании члены президиума ассоциации, в результате увеличившегося потока бумаг милиционерам зачастую стало некогда бороться с преступностью. Сопредседатель АЮР Сергей Степашин сказал, что до сих пор помнит своего участкового из ленинградской юности, а многие ли жители страны сегодня знают в лицо своих "околоточных"?
В свою очередь первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман добавил, что каждый год около сотни милиционеров попадают под статью за составление липовых протоколов об административных правонарушениях. Скажем, за пьянство в общественном месте. От такого нарушения не застрахован даже трезвенник и язвенник: стражи порядка могут составлять такие протоколы заочно, по списку жильцов района. Мол, чья там очередь дебоширить и хулиганить?
В списки дебоширов, тунеядцев и алкоголиков попадали даже мертвые. Но им в данном случае было легче оправдаться, у них в некотором роде алиби. Обычному гражданину в инстанциях могут и не поверить.
Еще один курьез из жизни МВД: водителя останавливают на дороге и предлагают... заплатить штраф за переход улицы в неположенном месте. Нет, конечно, водитель может и отказаться, тогда его накажут за что-нибудь иное, и это выйдет дороже.
Но у инспектора план по пешеходам, и ему гораздо проще договориться с водителями, традиционно понимающей аудиторией.
Все это могло бы быть смешно, не будь гораздо больше грустных и печальных эпизодов из жизни милиции.
При этом сами милиционеры - обычные люди. Они могут быть добрыми и злыми, умными и не очень, грубыми и вежливыми. Но сложившаяся практика палочных показателей заставляет даже добрых, умных и вежливых работать так, будто они грубые и злые.
Как изменить систему? Вот в чем вопрос. Ответы ищет в том числе Ассоциация юристов. Некоторые предложения еще обсуждаются, но есть и решения, которые уже приняты. Член президиума ассоциации, министр внутренних дел Рашид Нургалиев сообщил, что он подписал приказ, утверждающий новую систему оценки деятельности милицейских подразделений.
Это приказ N 25 МВД России от 19 января 2010 года "Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного следствия".
Согласно ему в систему оценки вводятся показатели, характеризующие общественное мнение о работе органов внутренних дел. Причем, что важно, глас народа учитывается на основе вневедомственных источников социологической информации. Проще говоря, мнения водителей о работе ГАИ будут собирать не автоинспекторы, а социологи. И так во всем.
По словам министра внутренних дел, в качестве основных критериев оценки с ведомственных позиций определены качество и законность. При этом максимально исключены "валовые" показатели. Основной упор сделан на индикаторы, характеризующие противодействие тяжким и особо тяжким преступным проявлениям, совершенным в крупном и особо крупном размере, в составе организованных групп либо преступных сообществ, возмещение материального ущерба пострадавшим. Вводятся показатели по выявлению и расследованию коррупционных противоправных деяний и преступлений экстремистского характера.
При определении "ведомственных" показателей также был сделан акцент на индикаторы, которые характеризуют работу органов внутренних дел извне - решения судов или органов прокуратуры. Например, результат и качество предварительного расследования преступлений оцениваются по показателям, характеризующим направление уголовных дел в суды прокурором; законность - по доле уголовных дел, возвращенных для дополнительного следствия в органы внутренних дел прокурором и судом.
Аналогичным образом оценивается административная практика - не по составленным сотрудниками милиции протоколам, а по решениям, которые принимаются судьями или органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Профилактическая работа органов внутренних дел теперь жестко привязана к численности обслуживаемого населения. Как подчеркнул Рашид Нургалиев, система оценки, как любая развивающаяся система, нуждается в периодической корректировке и доработке как в общетеоретическом, так и в методологическом плане.
В целом же предложения по совершенствованию милиции можно разделить на две части. В первой - все, что касается модернизации самой милиции, отказа от избыточных функций. Например, забрать у ГАИ задачу регистрации и технического контроля транспортных средств, поручив это минтрансу. Вторая часть посвящена усилению гражданского контроля за МВД. При этом ассоциация намерена принять самое активное участие в совершенствовании нашей милиции.
Защитная функция
Предложения АЮР по совершенствованию работы милиции:
передать функции ведения статистики преступлений от МВД специально образованному органу при Генеральной прокуратуре РФ;
создать единый следственный комитет, вывести следствие из функциональных обязанностей МВД, создав в ведомстве службу дознания;
свести к минимуму вмешательство органов внутренних дел в экономику, в частности в деятельность малых и средних предпринимательских структур;
передать функции регистрации автотранспорта и контроля за его техническим состоянием в ведение органа исполнительной власти в сфере транспорта, оставить в МВД функцию по обеспечению безопасности дорожного движения;
минимизировать контакты сотрудников ГИБДД с гражданами посредством внедрения соответствующих технических средств;
назначать на должности, непосредственно связанные с работой с гражданами (инспекторы, дознаватели и т. д.), только лиц, имеющих высшее юридическое образование и офицерское звание, а также использовать тестирование с использованием полиграфа ("детектора лжи") перед таким назначением;
значительно повысить денежное содержание сотрудников органов внутренних дел, в том числе за счет сокращения численности при сохранении бюджетного финансирования.
Участковый по выбору
Предложения по усилению гражданского контроля за МВД:
рассмотреть возможность участия населения в назначении участковых уполномоченных с использованием проведения общественных консультаций, рейтинговых голосований проживающих на участке граждан, освещения предлагаемых кандидатур в местных СМИ;
обеспечить свободный доступ граждан в низовые подразделения МВД, а также общественный контроль над соблюдением графика приема граждан руководителями структурных подразделений;
осуществлять постоянное информирование населения о результатах работы конкретных подразделений МВД. Не допускать сокрытия фактов правонарушений со стороны сотрудников милиции;
повышать правовую грамотность населения через общественные приемные и пункты бесплатных консультаций АЮР;
провести общественную аккредитацию юридических вузов системы МВД;
включить представителей АЮР в квалификационные комиссии по урегулированию конфликта интересов:
содействовать в работе по формированию положительного образа сотрудника МВД.